arrow_f b-fb Slice 1 Slice 1 Slice 1 Slice 1 fb in Asset 1

REVIEW

06.09.2017

Алексей Чжен: «Дизайнер должен удивлять – в этом суть его работы»

Алексей Чжен: «Дизайнер должен удивлять – в этом суть его работы»

Откровенный разговор без купюр с дизайнером и основателем Kazakhstan Fashion Week Алексеем Чженом о конкуренции в модном бизнесе, дружбе в казахстанской бомонде и проблемах молодых дизайнеров. Полное текстовое интервью читайте ниже.




V: В этом году KFW провел юбилейный сезон. На ваш взгляд, мы все-таки достигли каких-то результатов или топчемся на месте?

АЧ: Конечно мы достигли определенных результатов. Но ведь обычно то, что ты планировал построить и что в итоге получил все же отличается. Мы в свое время, например, мечтали о том, чтобы было много хороших дизайнеров. И да, они сейчас появились, только вот хороших мало, а много – плохих. Я даже дизайнерами их назвать не могу, потому что продавать в Instagram мало. Нужно постоянно что-то придумывать в хорошем понимании этого слова. Понимаешь, коммерция – одно, понятно, что каждый хочет жить, есть, зарабатывать. Но дизайнер еще и должен удивлять – в этом суть его работы.


V: Буквально недавно в Facebook, кстати, наткнулась на статью о Топ-10 популярных сегодня профессий и дизайнер стоял одним из первых. То есть сейчас все, кому не лень, идут в дизайнеры… По сути, это либо чьи-то любовницы, или богатенькие дети и так далее. Что вы об этом думаете?

АЧ: Вся проблема в том, что они могут позволить себе в это «играть». Я их как раз не считаю дизайнерами. Иметь хороший вкус и читать модные журналы – это не дизайнер. Он должен разбираться в технологиях, говорить на одном языке с портнихой, модельером-конструктором, фотографами, визажистами, парикмахерами и с другими разными людьми, то есть полный цикл должен быть – от создания до продажи. Я думаю это просто волна… Хотя почему-то она долго длится. Люди же еще поняли, что на этом можно как-то быстро зарабатывать, придумывая какие-то вариации на готовые идеи дизайнеров. Воровать. Это воровство называется, делать копии. Понимаешь, когда огромные Дома моды тратят большие деньги на рекламную кампанию, они раскручивают ту или иную коллекцию по всему миру. А когда ты делаешь такую мини-копию – ты не затрачиваешь ничего! Ты просто рубишь бабки и все. Это и называется дешевой коммерцией. Я допускаю, что у дизайнера может не быть образования, но должен быть талант. Это палка о двух концах. Я знаю таких дизайнером, у которых есть образование, причем не самое дешевое и даже престижное, но у меня при этом возникает вопрос – а чему они четыре года учились там?


V: Скажите, как дизайнер дизайнеру, как часто вам приходится подстраиваться под казахский менталитет?

АЧ: Я считаю, что нельзя подстраиваться ни под какой менталитет…


V: Но вы же адаптируете ваши коллекции?

АЧ: Немножко да, конечно. Но я все равно провожу свое ДНК, а иначе я опять же превращусь в коммерческий проект. Здесь не будет дизайнерства, если я буду делать только то, чего хочет покупатель. Нужно понемногу приучать, однако я не предлагаю все же делать суперавангардные вещи, чересчур креативные. Нужна золотая середина. Вещь должна сама за себя говорить. Она должна быть узнаваема. То есть ты не должен показывать бирку, кто это сшил, а люди сами должны, пройдя мимо, сказать, к примеру: «О, а я знаю, это лук от Avoli». И это главное!


V: Кстати, кого из казахстанских дизайнеров вы легко узнаете?

АЧ: Многих, так как я их часто вижу. Mechanical Piano, Aida KaumeNOVA, у Шабунина вижу всегда стиль, твой тоже считываю – он только в развитии, но он как-то выравнивается. Ainur Turisbek. И есть много молодых дизайнеров, которые не так раскручены, но они узнаваемы уже. Вопрос тут в другом, и это тоже палка о двух концах – всегда нужно делать что-то новое. Просто я иногда вижу коллекцию и чувство как будто я уже ее видел раньше. И надо не забывать мы живем в мировом сообществе и надо соблюдать тренды. Вот это уже не воровство, особенно если вы хотите стать international-дизайнером, вы обязаны и в цветовой палитре, и в конструкциях, и в нюансах и деталях быть всегда в тренде, то есть это необходимо отслеживать. Я не говорю, что надо точь-в-точь повторять детали как в Dior или Chanel, нужно сделать по-своему, дизайнер должен задавать тон.


V: Скажите, почему произошло вашей слияние с Ларией Джакамбаевой? (прим. - речь идет о совместном бренде дизайнеров One to One)

АЧ: Это больше связано с финансами. Зачем разбрасываться профессиональными силами, когда можно объединиться. У нас сократились, в хорошем понимании, расходы и произошла творческая взаимозаменяемость. Я работаю в жестком конструктивизме, она – в романтизме и мы смешали, найдя золотую середину. Не всегда, быть может, получается, но не из-за избытка творческого креатива, а это все же больше связано с экономикой.


V: Как вы отнеслись к появлению в нашей стране Mercedes-Benz Fashion Week? И почему эти две площадки принципиально не пересекаются и даже делят дизайнеров, СМИ?

АЧ: Ну, у нас СМИ все одни и те же, а дизайнеры – выходцы из Kazakhstan Fashion Week. Но это их право – они могут участвовать там, где они хотят. Если они видят, что там получают больше пиара, рекламы клиентов – ради бога, мы никого не держим насильно! Другое дело, что мы-то занимаемся Казахстанской неделей моды. И когда я слышу, что они называют себя международной неделе, я бы внес поправку: вы – не международная неделя, у вас всего лишь лицензия Mercedes-Benz Fashion Week. Да, когда они только открывались у них были некий international-формат: СМИ, гости, дизайнеры… Сейчас же я смотрю расписание и вижу очень слабых дизайнеров, не знаю, кто там занимается отслеживанием коллекций. Не спорю, у нас тоже они есть, но у нас этого мало, так как мы четко отслеживаем. Дело в том, что я всегда за живую конкуренцию. Человек должен иметь выбор. Не может быть в стране один ресторан или, например, больница – должна быть конкуренция.


V: Ну, конкуренция еще и подстегивает…

АЧ: Она подстегивает, да, конечно. Но повторяюсь – я за здоровую конкуренцию. Не хочется всех этих потайных ходов, например, нельзя думать, что мы не знаем того, о чем говорят о нас на том же Mercedes Fashion Week. Мы знаем, но просто мы выше этой ситуации. И да, мы чисто казахстанский бренд – Казахстанская неделя моды.


V: Скажите, вы являетесь частью алматинского бомонда, где все друг друга знают… Вы верите вообще в искренность этих отношений?

АЧ: Нет конечно. Это все местечково. Когда ты общаешься с людьми из тех или иных СМИ, например, и если ты с ними дружишь – то тебя пиарят, если нет – то не пиарят. Но можно, конечно, у них и издаваться, если у тебя есть деньги. Проблема в том, что люди должны все-таки заниматься профессионально своим делом, а не выбирать тех, с кем они выпивают или спят. Поэтому коли у тебя общественный продукт, будь то модный журнал или издание о строительстве, ты же рассчитываешь на определенную аудиторию, которая будет читать. То и на вещи надо смотреть более объективно, рассказывать полноценно, что вообще в жизни происходит.


V: То есть вы не верите в дружбу?

АЧ: Я верю в дружбу тех людей, с которыми давно дружу и проверенные. И надеюсь, что они доверяют мне, и дорожат мною, как и я ими дорожу. А остальное все игра, ты либо принимаешь ее правила, либо нет. Я иногда не принимаю и на моем лице это написано. И я, грубо говоря, не могу целыми днями «лизать», так как воспитывался и родился в совершенно другой семье. Самое главное, чтобы тебе не было стыдно смотреться в зеркало. Есть, безусловно, люди, которые живут сегодняшним днем, думают, что они боги, присваивают себе звания, еще и настаивают на этом и так далее. Я считаю, что везде должна быть корректность и уважение. Мне многие дизайнеры и люди не нравятся, но я уважаю их за их труд. Я знаю, что они делают. Другой разговор, я могу это не покупать или не носить, но я не могу публично говорить о них нелицеприятные вещи. А ведь некоторые могут себе позволить это. И когда мне иногда задают вопрос, типа, вот вы можете влиять на моду – да я не могу влиять на моду, потому что в Казахстане, как таковой, нет моды! И я вообще не хочу на что-либо влиять! Потому что, когда ты влияешь, ты должен брать ответственность за этих людей. Ты должен быть на 10 шагов выше во всех отношениях, не только в профессиональной, но и в личной, и в общественной жизни. И тогда ты становишься популярным. А у нас ведь нет знаменитостей ни в шоу-бизнесе, ни в моде. Нет их, к сожалению. У нас есть просто популярные, распиаренные люди – кто-то искусственно, кто-то, в большей степени, слава богу, благодаря собственному труду. И при этом тебе надо быть всегда в форме, а я не хочу. Я хочу иногда расслабляться, а не сидеть и придумывать целыми днями себе истории. Я поэтому почти не провожу мастер-классы, никого не обучаю. Это бесполезное дело. Вообще не понимаю эти мастер-классы – чему они там могут обучить за месяц?


V: Расскажите, а какие у вас самые большие страхи в жизни?

АЧ: Наверное, одиночество. Хотя в сущности мы все всегда одиноки. Как пришли в этот мир одни, так и идем по жизни в одиночестве.


V: А можно тогда пару комментариев по поводу вашей лично жизни?

АЧ: О, это такое табу-у. Я знаю, что это из разряда «веселые сплетницы». Я шучу. Но на самом деле, даже мои близкие друзья не знают о моей личной жизни, потому что я считаю, что есть вещи, которые сохраняют внутренний энергетический баланс. На то она и называется личной интимной жизнью. Так как у каждого из нас должно быть место, где ты не играешь ни в какие игры.


V: Вы любили кого-нибудь особенно сильно?

АЧ: Не знаю, я вообще всегда в состоянии влюбленности. Чтобы прям сильно…


V: Ну, чтобы этот человек оставил след в вашей душе…

АЧ: Все люди, которые в моей жизни были, они все в ней оставляют след. К сожалению, не всегда позитивный. Но чтобы прямо сильный след – такого не было.


V: И напоследок короткий блиц. Величайший дизайнер современности, на ваш взгляд…

АЧ: Ив Сен-Лоран.


V: Топ-3 вещей, которые вы не посоветуете надеть или взять, если это аксессуар…

АЧ: Я их могу долго перечислять: сланцы, белые носки с туфлями, колготки с лайкрой, леопардовые и вообще все эти звериные принты…


V: Самая необычная вещь, которая вас вдохновила на создание коллекции или образа…

АЧ: Обвертка конфеты.


V: Да? Какой конфеты?

АЧ: Я не помню, это была какая-то французская конфета и мне понравился принт на обертке. И я потом искал такие ткани и их вариации.


V: Что бы вы сказали нашему президенту, если бы он пригласил вас по вопросам развития отечественного модного бизнеса?

АЧ: Наверное, много чего. Сказал бы, что надо строить фабрики. Но, к сожалению, мы не можем с нашими ресурсами этого сделать. Нужно будет потратиться и пригласить ведущих мировых специалистов, чтобы они нас обучили.



Беседовала Айя AVOLI

Фото и видео Андрей Нестеров


Возврат к списку

SK Boxing
Макияж на пляж
19 Июл 2017
Далее
Makeup

Макияж на пляж

Лето c L'Occitane
4 Июл 2017
Далее
Beauty

Лето c L'Occitane

Питайся и беги!
16 Май 2017
Далее
Health

Питайся и беги!

Луч света
9 Мар 2017
Далее
Face

Луч света