Site icon VINTAGE KZ — Живи вне правил.

Лейла Махат: “Дом там, где моя семья”

Лейла Махат – современный казахстанский художник

Лейла Махат – современный казахстанский художник, чьи выставки проходили во многих городах и культурных центрах мира. Множество наград от авторитетных организаций в сфере культуры и искусства только подчеркивает неповторимый талант героини нашего интервью

 

Vintage поговорил с Лейлой о впечатлениях людей от ее картин, новом выдающемся кураторе и будущих проектах.

Лейла, вы – яркая личность со своим узнаваемым художественным почерком. Какие события из жизни повлияли больше всего на ваше творческое становление?

– Сложно сказать, что именно может повлиять на творческую сторону жизни. Жизнь – штука не простая. И все события, которые в ней происходят в настоящем времени, безусловно, влияют на будущее. Может не сразу, но влияют.

Однажды, папа отвел меня в художественную школу, чтобы я не «болталась на улице». Тогда и было заложено начало цепочки.

Возможно, ритм и темп моей жизни влияют на мои работы, но сказать однозначно не могу. А становление… Становление происходит всегда. И закончится только тогда, когда закончится все. Потому что творчество – это ведь не только картины. Это все, чем мы занимаемся, вкладывая частичку себя. Я в это верю. Так же, как и в то, что, –  чем больше отдаешь, тем больше получаешь в ответ.

Глядя на ваши картины, лично я вижу динамику, движение, вовсе не статичную картину…

– Мне очень радостно это слышать. Потому что я часто ассоциирую свою жизнь со странствиями. Это наш менталитет. Мы – как носители генофонда кочевников – всегда куда-то идем. Не в буквальном смысле, конечно. К целям, к достижениям, к наградам, к любви – все зависит от выбора пути. 

В физическом же смысле, конечно, я не сижу на одном месте. Самое интересное, создается впечатление, что я заядлый путешественник. Но это совсем не так. Больше всего люблю находиться дома. Весь вопрос в том – где он, дом? Но для себя я решила давно и бесповоротно – дом там, где моя семья. Видимо, поэтому инерция всех моих физических передвижений каким-то образом отражается в работах.

Какое самое запоминающееся мнение? Вам приходилось слышать о своих работах?

– Подготовленный зритель, приходя на выставку, примерно представляет себе, с чем он встретится. Но бывают случаи, когда ожидаемое удивляет. Я помню много случаев, когда люди делились со мной впечатлением о моих картинах. Но дифирамбы или критика не трогают так, как задумчивые улыбки, сосредоточенный взгляд и слезы. Не знаю почему (вернее, чувствую, но объяснить этого не смогу, слишком абстрактно для слов), но иногда я вижу слезы в глазах у посетителей моих выставок. И поверьте, я никогда не создаю драму нарочно. Все мои работы – это отражение того, что я чувствую. И не важно, пейзаж это или портрет.

Мой куратор в Вене – уважаемый в международных кругах искусства – доктор Герберт Фродл (он был директором всемирно известного музея Бельведер) заставил меня понервничать при нашей первой встрече. Мой венский галерист – Валентин Торус привел Доктора Фродла ко мне в мастерскую. И в течение двух с половиной часов разглядывания моих картин и графических работ Доктор Фродл молчал. Если не считать короткие вопросы про технику исполнения. Потом, он сказал: – «Ауфидерзейн», сел в машину к галеристу и уехал… Можете себе представить, что со мной творилось? Я – казашка, никому не известная, как художник в Вене… И легенда мира искусства только что долго рассматривал мои работы и… Ничего не сказал…

Валентин позвонил мне через полчаса и рассказал, что молчание продолжалось половину пути до галереи. После чего Доктор Фродл сказал: «Да! Я буду ее куратором. И ее выставку я буду делать сам. И я сам отберу ее работы для этой выставки. И я сам выстрою экспозицию. И я сам открою эту выставку!»

Это было серьезным испытанием для меня, поверьте. Ночь накануне я не смогла уснуть. Я замучила всех близких своими переживаниями. Мой муж пытался меня успокоить, но тщетно. Теперь у меня был такой куратор, как Доктор Фродл! И это налагает особую ответственность на меня, как на художника. Я не могу его подвести или разочаровать!

Пройдя большой творческий путь, вы востребованы как творец и учитель. Что из этого вам ближе всего именно сейчас?

– Мне кажется, это взаимосвязано. Вернее, даже так – это части одного целого. У художников всегда были и есть ученики. Это нормально. И я всегда рада, когда ко мне приходят для того, чтобы научиться чему-нибудь. Возраст, присутствие или отсутствие навыков – не важны.

Быть творческой женой и мамой, как правило, очень трудно. Как в семье принимают ваше любимое дело, ставшее работой?

– Наша семья появилась благодаря искусству. Мы познакомились с мужем на выставке. У нас с ним, правда, версии нашего знакомства немного отличаются, но в целом, факт остается фактом. Он сначала узнал мои работы, а уже потом – меня. А у наших детей не остается выбора. Не думаю, что это им очень нравится, но приходится мириться. И когда твой ребенок топает по свежезагрунтованному холсту или «корректирует» твой рисунок… Я уже давно не переживаю по таким пустякам.

Согласны ли вы с мнением, что художник должен быть голодным?

– Ну что тут скажешь? Отрадно, конечно, что фраза из фильма гениального советского режиссера Ролана Быкова “Автомобиль, скрипка и собака Клякса” до сих пор пользуется большой популярностью. В оригинале, правда, было «талант должен быть голодным», но как-то не смешно… Уже.

Какой навык, по вашему мнению, является ключевым у начинающих художников? Можете ли вы определить, талантлив ли человек, и стоит ли ему продолжать заниматься художественным искусством?

– Я глубоко убеждена в том, что каждый человек талантлив. Нужно просто найти и раскрыть в себе этот дар. А это, к сожалению многих, сопряжено с трудом. Навыков может быть сколько угодно, но стремление, желание работать и постоянно учиться чему-то новому, должно быть всегда. Иначе ничего не получится.

Расскажите о проектах, которыми вы порадуете нас в будущем времени?

– Мы готовим выставки в Центре Современного Искусства Куланши и Forte Bank Kulanshi Art Space. Сейчас у нас очень интересные проекты – «112 лет гламура. Pin-up & fashion» в Форте банке и выставка Нурсултана Сеитова – молодого художника из Кокшетау «Во имя свободы» во Дворце Мира и Согласия. В марте будут другие проекты. А я готовлюсь к персональным выставкам в галереях «Galateka»в Румынии и «Kunst Haus» в Австрии.

Фото из личного архива Лейлы Махат

Текст: Газиза Габи

Exit mobile version