Александр Шумский уже давно не просто шоумен, но и бизнесмен. Так где же все-таки пересекаются шоу и бизнес, почему шоуменам пора начать объединяться и как Шумскому удается совмещать творчество и коммерцию в новом интервью Vintage
Вы создали официальную организацию – Альянс ведущих организаторов и декораторов. Он существует уже три месяца. Чего удалось достичь? Какие планы на будущее?
– За три месяца существования альянса мы подготовили все необходимое к его полноценному запуску – платформа готова. Альянс объединит профессионалов event-индустрии в одну структуру. Это площадка, которая собирает под своей крышей небезразличных людей, готовых пошагово развиваться вместе. На данном этапе мы провели анализ рынка и активно разрабатываем концепцию уникальных мастер-классов, аналогов которым еще не было. В первую очередь они будут интересны уже состоявшимся профессионалам с опытом. Будем прокачивать свои умения и находить новый виток вдохновения, поймем, как можно творить быстро и креативить молниеносно.
Кроме того, мы активно трудимся над идеей стендап-шоу для ведущих. Это новый формат профессиональной активности для тех, кому наскучило вести однообразные тои по выходным. Для тех, кому есть что открыто сказать в микрофон со сцены. Плюс к этому тестируем идею создания реалити-шоу для начинающих игроков event-индустрии. Я вижу много талантливой молодежи, которая не знает, с какого бока подступиться и как занять свое место в индустрии. Мы думаем о том, как создать шанс для такой молодежи. Возможность протестировать свои силы, понять механику и перенять опыт тех, кто уже прошел этот путь. Я вспоминаю себя 15 лет назад, и понимаю, что я бы такой шанс оторвал с руками.
Как думаете, члены event-индустрии готовы к таким нововведениям, ведь это повлечет большие изменения?
– Готовы не все, у многих людей есть страх. Особенно среди тех, кто пустил корни и уже имеет определенный опыт работы. Наш мозг, в целом, очень скептически относится к разного рода переменам. Даже в том случае, когда эти перемены помогают нам не стоять на месте. Здесь мы снова возвращаемся к вопросу ценообразования. Все хотят зарабатывать как можно больше. Если же ты хочешь стоить миллион, ты должен сделать капиталовложение в свой бренд. Ты должен оправдывать сумму, которую ты запрашиваешь за свои услуги. Вкладывать в свое развитие и обучение, прокачивать навыки, работать над умениями и имиджем. Нужно договориться с собой, оставить страхи, выделить финансы и время и вложить их в свое развитие. Альянс поможет каждому члену покорить новые высоты и стать тем самым профессионалом, который умеет зарабатывать больше. Да, тех, кто сомневается много, но когда это пугало Шумского? (смеется)
Почему и как вы пришли к тому, что хотите делиться своими знаниями? Зачем растить себе конкурентов?
– В каждой профессии есть коллеги и есть конкуренты. Только правильный баланс помогает любой индустрии двигаться вперед. Без живой конкуренции нет развития. Большинство людей мыслят одним днем – зачем что-то делать, если и так нормально? Клиенты приходят, голодным не останусь. А что будет завтра – я подумаю завтра. С таким подходом можно ничего не менять и существовать годами. А вот здоровая конкуренция заставляет выходить из зоны комфорта, двигаться вперед и искать новые возможности. Этот соревновательный дух будоражит кровь и дает рост всей индустрии в целом.
Какими знаниями вы готовы делиться?
– Многие ведущие сталкиваются с кризисом жанра и неумением выдавать креатив. Одни говорит об этом публично, другие не могут признать этот факт даже перед самим собой. Так вот, я готов говорить о том, как начать творить. Что из себя представляет креатив, как он работает и как заставить его работать на себя. Что такое импровизация, как с ней управляться, как сделать так, чтобы умение импровизировать включалось по щелчку. Сейчас я работаю над упаковкой этих знаний в один уникальный мастер-класс. Он будет построен на информации, которой не делился никто до меня. На знаниях, которые я собирал 15 лет своей работы в шоу-бизнесе.
Расскажите, какой вы управленец? Как вам удается генерить креатив и при этом управлять компанией?
– На самом деле, совмещать эти два действия не совсем правильно. Сложно усидеть на двух стульях. Нужно уметь балансировать между креативом в шоу-бизнесе и управлением бизнесом. Учиться быть этаким эквилибристом. Недавно я встретил одного уважаемого человека, которым восхищаюсь. Он создал и успешно руководит компанией в пять тысяч человек. При этом продолжает мотивировать каждого из своих работников. Это один из немногих людей, кому я могу сказать: «Вы знаете, я к вам пришел потому, что мне тяжело».
Я говорил ему эти слова пару раз в жизни. Это был второй. В этот раз он не выдержал и сказал: «Шумский, успокойся. Ты выбрал быть не просто ведущим, ты выбрал путь управленца. Ты руководишь персоналом, и если ты будешь ныть, что тебе тяжело и дискомфортно, ты не сможешь развиваться. Соберись и не нервничай». В тот момент я улыбнулся и вспомнил еврейскую пословицу, которую использую как Шмудрость («Мудрость Шумского» – прим. ред.): «Не нервничайте, вам за это никто не платит».
Как мне удается справляться с управлением сотрудниками? В какой-то момент я перестал нервничать впустую и стал бороться со своими страхами. Признаю, это сложно. Особенно творческому человеку, особенно Шумскому. У меня ведь даже фамилия порой говорит сама за себя, я очень шумный человек. Каждый раз напоминаю себе: «Неважно, сколько людей у тебя в команде. Если ты управляешь двадцатью людьми или двадцатью тысячами, ты выбрал путь управленца, а значит должен быть твердым».
Сколько специалистов у вас трудится? И развиваете ли вы как-то их потенциал?
– В агентстве и event-секторе – пять человек, в альянсе – два, а в продакшне – четверо. Это если не считать бэк-офиса (бухгалтера, водителя и др.). У меня не большой штат, но все мои сотрудники замотивированы тем, что, работая с Шумским, получают возможность учиться. Я уже не раз признавал, что со мной очень непросто. Я не претендую на роль перфекциониста, но чем старше становлюсь, тем больше понимаю, что лучше все же стремиться к идеалу. И я говорю всем своим сотрудникам: «Ребята, не нужно сидеть на месте. Выходите из зоны комфорта, чтобы ваш мир не ограничивался рамками вашей компетенции и монитора. Развивайтесь, путешествуйте, если у вас есть время, смотрите, задавайте любые вопросы. Это поможет вам расти».
И все же, как сочетаются коммерция и творчество? Может ли творчество быть коммерческим?
– Знаете, если бы я работал в театре или библиотеке, или же был простым поэтом и голодным художником – это было бы здорово. Но когда ты голоден и беден, твой мир лишен определенных красок. И твое удовольствие от жизни не сможет достичь максимальных оборотов. При этом нельзя путать искусство и шоу-бизнес. В шоу-бизнесе мы делаем все возможное, чтобы развлечь людей. Мы работаем в сфере, где люди хотят зрелищ. Кто-то может сказать, что в шоу-бизнесе мы только о деньгах и думаем. На самом деле, те, кто думает о деньгах, так и останется на уровне придорожных кафе. Завладеть вниманием публики, рассмешить и оставить приятное послевкусие после выступления может не каждый. Здесь должен быть четко выверенный баланс юмора, уважения к гостям и позитива. Один клиент мне сказал как-то: «Шумский, не надо в песнях петь о негативе». Например, не «Дорогой наш юбиляр, без тебя жизнь пуста и сера», а «Дорогой наш юбиляр, с тобой наша жизнь яркая».
Кстати, о песнях. У вас есть своя студия звукозаписи и вы сам пишите песни…
– Студию звукозаписи я создал так же, как и все другие подразделения компании – увидел, что на рынке доминирует абсолютная безответственность. Все студии воспринимают людей с коммерческой точки зрения, а не с человеческой. Поэтому я создал студию, которая создает качественный продукт. Это место, где в творчество вкладывают душу, и клиент действительно получает то, о чем мечтает. Я не композитор, а поэт-песенник. Я пишу песню индивидуально под каждый запрос. Беседую с заказчиком, задаю ряд наводящих вопросов. Все это занимает довольно продолжительное время. В процессе разговора мы находим нужные слова, которые потом ложатся в рифму. Затем я закрываюсь ото всех и вся, и бесконечное количество раз пропеваю песни, на музыку которых пишу. Этот процесс получается таким эмоциональным, что иногда мне хочется повесить вокруг себя камеры, чтобы все это запечатлеть (смеется).
Следующий шаг – я пою песню в студии и делаю контрольный дубль. Это как создавать самолет и самому его испытывать. Как он полетит и как будет звучать зависит от того, сколько усилий было вложено при его конструировании. Это долгий процесс, не по времени, а по трудозатратам.
Поделитесь, что в своей работе вы любите больше всего? Что вас вдохновляет?
– Вызов – то, что меня вдохновляет. Я люблю ставить перед собой большие, а порой и невыполнимые задачи, и работать на максимуме, чтобы их реализовать. Ни для кого не секрет, что на своих мероприятия я не прячусь за шоу-балетами и хедлайнерами. Я предпочитаю ближний бой – бой на расстоянии вытянутого микрофона. Я не тамада, который на каждое слово может сказать тост или вспомнить анекдот. Тамада – это вообще отдельная тема с идеальной памятью и, видимо, крепкой печенью. Я – импровизатор. В моей работе меня заводят две вещи. Вызов, с которого все начинается, а в процессе работы и ближнем бою мою кровь будоражит импровизация. Импровизируя, нужно быть очень аккуратным. Ты будто идешь без страховки, немного не туда свернул, пошутил, и все – полетел в пропасть. Меня заводят вызов самому себе, импровизация во время мероприятия и балансировка без страховки.
Дайте тогда совет начинающим ведущим…
– Совет один. Спросите себя: «А я все ли я знаю в этом мире? На всех ли мероприятиях поработал? Точно ли я знаю, как зарабатывать больше?». Ответ, скорее всего, будет «нет». Сегодня рынок event-индустрии исчерпал конкурентные ниши. А значит настало время стать более конкурентоспособными прокачать свои умения. Качественная коллаборация может стать уроком и опытом в вашей жизни. Реализовывайте свой потенциал и никогда не стойте на месте!
Текст: Андрей Нестеров, Наталья Нам
Фото: из личного архива Александра