Былые узоры национальной одежды – это внутренний мир женщин степи
«По одёжке встречают, по уму провожают», – гласит пословица и вторят правила современного общественного этикета. На сегодняшний день в казахстанском обществе существует небольшой разлад по поводу внешнего вида современной казашки.
На улицах нашего города можно встретить так называемых it-girls, девушек, которые следят за последними трендами, и выглядят так, словно сошли с обложки модного журнала, тогда как на разных мероприятиях женщины выглядят утончённо-классически. Немаловажно отметить и девушек, покрывающихся большими платками. Религиозные девушки сегодня тоже хотят быть в тренде, соблюдая при этом каноны ислама. Ещё сегодня очень актуально выглядеть модно – но по-казахски! Национальные принты и нотки традиционной одежды прослеживаются у многих казахстанских дизайнеров.
Не зря говорят: Алматы город контрастов. Пускай сторонники разных стилей могут поспорить с друг другом, но каждое модное течение имеет место быть. Я часто слышу разговоры и мнения наших сограждан по поводу покрытых девушек: «Казашки никогда так не одевались» (то есть не покрывались в чёрное одеяние или просто не прятали волосы). СМИ в последнее время публикуют новости о том, что студенткам и школьницам запрещают покрываться. Ещё чаще можно услышать недовольные разговоры взрослых о модных течениях фэшн-индустрии: наше старшее поколение до сих пор не может привыкнуть к рваным штанам и розовым волосам.
Прежде чем примкнуть к чьей-то стороне, мне бы сначала хотелось немного вникнуть в особенности национальной одежды казашек. Ведь казахская одежда – это не только чапаны и камзолы. Тут-то мы и узнаем, когда девушки степи начали покрывать волосы.
Образцы женских казахских убранств, известные нам сегодня, имеют и художественную ценность, и историко-этнографическую, и разумеется, культурную. Истинное уважение к своим традициям и глубокое знание своих истоков проявляется сегодня весьма многогранно, в том числе в заинтересованности, как одевались наши пра-пра-пра-родительницы, наши предшественницы, жившие очень давно и сравнительно недавно на нашей земле, какие детали одежды сохранились и поныне, что мы можем перенять у них, чему поучиться, а с чем просто познакомиться…
Примечательно, что главные характерные признаки повседневных и праздничных костюмов как женщин, так и мужчин в течение нескольких последних столетий, как оказывается, являются простота, естественность и функциональность. Хотя, несмотря на общие формы одежды у всех слоёв населения, имелись, конечно, и различия – в зависимости от разницы в возрасте, региона проживания и рода занятий.
Женская одежда отличалась в старину от мужской по всем характеристикам в зависимости от возрастных категорий, социальных и семейных. Все отличия ярко и чётко выражались и в выборе цветовой гаммы, и в форме головного убора, и, конечно, в украшениях.
В женской одежде широко использовались такие привозные разновидности тканей, как сукно, шёлк, парча, бархат, орнаментированные изумительными национальными узорами и ручной вышивкой шерстяными, шёлковыми, серебряными и золотыми нитями или канителью. Искусно применялись такие украшательства, как жемчужные, перламутровые, коралловые, бирюзовые бусины и бисер. Вышивку делали и на полотнах домашнего производства, и на коже, замше, войлоке. Костюмы богатых и состоятельных женщин украшались мехом или кожей и дополнялись ювелирными украшениями, аксессуарами, нагрудными амулетницами.
Дорогие ткани и украшения могли позволить себе далеко не все женщины, но национальный колорит одежды был ярко выражен у представительниц женского пола во всех социальных прослойках.
В 19-м веке стала появляться и широко использоваться русская хлопчатобумажная ткань, из неё шились нижние платья для девушек и женщин любого уровня достатка. И, конечно, как всегда у всех народов, женский наряд создавал уникальный образ и передавал личность её обладательницы – возраст, семейное положение, принадлежность к жузам – старшему, среднему и младшему.
Верхняя тёплая женская одежда зачастую изготавливалась из войлока и славилась практичностью. Ценным сырьём для войлока служила белая нежная овечья шерсть с шеи овец, именно белый войлок считался самым праздничным и нарядным. К примеру, шубы «тон» казахи изготавливали из шкур диких и домашних животных, шубы «шаш» шили из меха пушных зверей. Шуба, сшитая из меха енота называлась «жанат тон», из чёрно-бурой лисицы – «кара тулки тон», шуба из шкуры верблюжонка – «бота тон», а из шкур жеребят – «жаргак тон», бобровая шапка именовалась «камшат борык». И это далеко не полный перечень зимней одежды, что свидетельствует о большом её разнообразии, причём в прежние времена всё было hand-made, то есть «собственного ручного производства».
Женская одежда традиционно состояла из штанов, нераспашного платья, камзола или халата. Цвет платья молодых женщин варьировался от ярко-пёстрых до ярких однотонных расцветок, а для женщин постарше – были характерен выбор синих и белых тонов. В 19-м веке простые платья нередко шились из ситца, а богатство и красочность женского убранства достигались при помощи дорогих тканей: атлас, шёлк, бархат, парча. Глухой воротник, присущий покрою всех старинных казахских повседневных и праздничных платьев, обшивали отложным или стоячим воротничком.
Интересная деталь одежды для девушек до замужества – специальный нагрудник, надеваемый на платье, вышитый тесьмой, бисером, нитками, отделанный бахромой или пришитыми монетками – в общем, необычайно красивая и женственная деталь одежды. А у замужних женщин такую роль выполняла нагрудная часть головного убора.
Платье из прямого, цельного покроя стало обрезным к концу 19-го столетия, и до сих пор эта форма олицетворяет казахский национальный костюм, вкупе с ярким национальным орнаментом и приталенным камзолом. Ещё одна характерная и привлекательная особенность в убранстве казахских женщин прошлых времён – это безупречный вид головного убора, его чистота и идеальное состояние в любое время дня и в любой сезон года. В отличие от одежды, которую, увы, иногда по религиозным мотивам (например, во время траура) запрещалось менять…
Камзолы шили и с короткими, и с длинными рукавами, повседневные платья удобно было носить с безрукавками длиной до бёдер или до талии. Женские халаты от мужских отличались яркостью расцветок и красочной каймой. Чапаны шили специально для праздников – из дорогих тканей, украшая полосками меха, вышивкой, позументом.
Семейное положение женщины-казашки предопределяло выбор головного убора. Незамужние девушки носили тюбетейки. Яркие тюбетейки из бархата оригинально расшивались золотыми нитками, а к макушке прикреплялась такая же ткань, закрывая всю верхушку и опускаясь вниз – таким образом получался изысканный женский головной убор. Богатые девушки могли себе позволить тёплые шапки с опушкой из лисицы, выдры или бобра. В качестве оберега к макушке шапки прикреплялись перья филина, что придавало шапке изящество.
До 30 лет женщины носили яркую одежду, любимой цветовой гаммой была красная со всеми оттенки, включая вишнёвый, пурпурный, оранжевый, а также пёстрые жизнерадостные и романтичные расцветки. После тридцати лет такой выбор цвета одежды уже считался неприличным – тон одежды становился более скромным, тёмным, а украшения и вышивка должны были стать проще и сдержаннее, без ярких камней и блеска в вышивке… Но по-прежнему одежда и украшения вносили изумительно тонкий и нежный акцент в образ женщины любого возраста и социального положения.
Волнительную красоту и нежность казахским женщинам придавали головные уборы, украшения и оформление одежды для каждого значительного события. И даже простая одежда, которая была исключительно женской, никаким образом не походила на мужскую, или на нашу современную одежду, которую сейчас иногда принято называть словом «унисекс», то есть одежду, подходящую для всех, независимо от пола… Женская одежда принадлежала только женщинам, была неповторимой и изумительной частью исключительно женской части казахского народа, во всей её национальной красе именно благодаря женственности и самобытности.
Самым значительным событием в жизни женщины-казашки была, конечно, свадьба. К ней готовились почти с самого рождения девочки в семье. Свадебный костюм невесты подтверждал, что это кульминация в жизни. Свадебный головной убор богатой невесты – саукеле – отличался необычной формой и обилием украшений. Высокая, до 70 сантиметров, саукеле готовилась задолго заранее до свадьбы, украшалась самоцветами, жемчугом и кораллами, височными подвесками. Сначала каркас саукеле обшивали тканью и вставляли гнёзда с драгоценными или полудрагоценными камнями, затем создавали скульптурное изображение рыбы на затылке, означающее благоденствие.
Широкая лента из дорогой ткани спускалась вниз по спине от саукеле. Для изготовления свадебного головного убора невесты требовались умельцы по кройке, вышивке, ювелирному мастерству, литью, чеканке, штамповке, филиграни, они могли заниматься с одним саукеле целый год. Для не самых богатых невест саукеле отделывали бахромой, орнаменты составляли из различных мелких монет и полудрагоценных камней. Дополняли саукеле длинные подвески – жактау, их длина доходила порой до талии, и тогда их заправляли в специальные кармашки на груди.
Этот великолепный головной убор после свадьбы носили около года и затем надевали только по большим праздникам в течение примерно ещё пяти лет. А потом замужние женщины носили упрощённый вариант саукеле – желек. И в 25-30 лет или родив первенца, женщина начинала носить головной убор из белой ткани. Нижняя его часть – кимешек – надевалась на голову, верхняя – тюрбан – наматывалась поверх неё. И поныне в Казахстане пожилые женщины носят этот красивый головной убор, иногда можно встретить замужних женщин, которые носят кимешек, плотно облегающий голову, закрывая шею, грудь, плечи.
И только обувь в прежние века не имела больших отличий в зависимости от пола. Различия были заметны лишь по возрасту: молодёжь предпочитала сапоги с каблуками до 10 сантиметров, а те, кто постарше, носили обувь без каблуков. Лёгкие сапожки ичиги из мягкой кожи, изящно обтягивающие ногу, носили с калошами кебес, а в дом входили безкалош.
Казалось бы, одежда степных кочевников должна быть лаконичной, удобной и простой. Но наши предки уделяли огромное внимание одеянию человека, ибо украшенная дорогими камнями вещь служила как бы инвестированием. Кочевники не имели домов и постоянного места жительства, именно поэтому им приходилось носить всё своё богатство с собой. И с данной точки зрения дочь в семье играла большую роль, так как для родившейся девочке сразу начинали украшать одежду – задолго до её замужества. Чем богаче семья, тем дороже свадебное платье дочери. Наряд невесты служил неким банковским счетом.
Написать данную статью меня вдохновила наша мама (мама моего мужа) Раушан Асанована Нукенова-Буркитбаева – заслуженный деятель РК, поэтесса, автор более 20 книг, многие её произведения переведены на английский и французский языки. Мама часто бывает за границей на презентации книг и всегда старается за пределами нашего государства одеваться в национальную одежду. Традиционная казахская одежда вызывает у большинства иностранцев восторг и производит неизгладимое впечатление.
Недавно мама сказала мне, что женщина степи посредством вышивания общалась с миром. Восточные женщины, кочевницы, оставались одни в степи, и воспитание учило женщин целомудрию, покорности, а суровая кочевая жизнь воспитывала стойкость, храбрость, упорство. Два абсолютно противоположных свойства характера могли легко ужиться в кочевнице. Все её эмоции, чувства воплощались в её уникальных творениях. Отсюда и богатство казахских национальных вещей, предметов одежды, изобилие красок, узоров и принтов.
Мне эта версия очень проникла в сердце. Я вижу современных казахстанок. Наши женщины так любят красиво одеваться – они всегда яркие, их всегда можно узнать среди толпы, даже за океаном! Сегодня знаменитые мировые бренды открывают магазины у нас в Казахстане, а в одежде иностранных дизайнеров всё больше и всё чаще можно встретить наши знакомые казахские узоры и принты.
Мы видим, что казашки покрывались после замужества, но наша одежда была в разы краше, чем просто чёрное одеяние. Как бы там ни было, мне бы хотелось, чтобы сегодняшние фэшионисты вводили в тренд казахские национальные вещи. Рассуждать об этом можно много, но суть остаётся одна – «Восток – дело тонкое!»J, что уж говорить о ЖЕНЩИНЕ ВОСТОКА. Она окутана тайнами веков, но, если приглядеться, душа её наружу.
Текст: Мадина Курбаналиева @madina_kurbanali
- Национальные костюмы http://visitkazakhstan.kz/ru/about/77/
- Источник: http://e-history.kz/ru/publications/view/2107
© e-history.kz - Казахская традиционная культура в собраниях Кунсткамеры. И.В. Стасевич. Национальный костюм – Алматы, 2008.- с.224