Vintage – это не просто слово. Vintage – это состояние души. Бренд, который уже 15 лет в глянцевой журналистике и который пережил многих своих конкурентов. Сегодня издатель журнала Vintage Карашаш Джузеева может легко и свободно говорить о мире глянца – она и есть глянец. И сегодня гостем Карашаш для дружеской беседы о СМИ, глянце и жизни онлайн стал Бейбит Алибеков. Совсем недавно он сам занимался изданием глянцевых журналов, а сейчас – процветающий бизнесмен и востребованный блогер.
Бейбит, ты долгое время был издателем глянца. И я знаю, что журнал держался на плаву так долго во многом благодаря твоему имени и твоему в нем присутствию. На моих глазах ты превратил свое имя в бренд, и я безмерно восхищаюсь тобой. Сейчас – непростое время для печатных СМИ. Скажи, пожалуйста, как ты думаешь, насколько сейчас поменялись ориентиры и насколько долго будет жить онлайн-сектор?
Если быть честным, то «печатка» находится в подвешенном состоянии уже весьма длительный период. А сейчас к этому добавилось и какое-то полудепрессивное настроение, которым буквально пронизан весь бизнес и все, что около него. И это очень сильно ощущается. Мы все прекрасно понимаем, что в нашей стране очень низкий потребительский спрос, а 100 долларов сейчас – это какая-то фантастическая сумма! Я совсем недавно думал о том, насколько же все поменялось. Среди СМИ (будь то глянец или нет) выстоять смогли самые сильные, и Vintage оказался среди них, к моей большой радости. Поменялся и мир – все ушло в онлайн. Журналы покупают меньше, читают – еще меньше. А я по своей сути старовер и до сих пор покупаю именно печатные журналы: где бы я ни был – в Казахстане или за границей, я всегда привожу с собой прессу. Мои молодые коллеги и даже друзья удивляются: «Что ты делаешь? А главное – зачем?» У меня на это несколько причин: во-первых, я обожаю тактильность печатных изданий, люблю проводить время за их чтением, даже запах люблю. А во-вторых, считаю, что, покупая прессу, я помогаю редакциям, ценю их труд. В Европе государство до сих пор помогает СМИ, поддерживает их. Например, сигареты там продаются исключительно вместе с прессой. По принципу: «купил вредное, купи и полезное». И это работает! У нас же все очень печально, а государство даже не пытается сохранить традиционные СМИ и что-то предпринять. Там пошли самым простым путем – отдали все на откуп естественному выживанию. Если бы спросили меня, я бы сказал, что нужно делать – не кормить исключительную группу СМИ госзаказами, а создать условия для их нормального существования (и вернуть нулевой НДС для «печатки» тоже бы не помешало). Надо поддерживать печатные СМИ, и самые сильные очень скоро покажут крутой результат.
Хорошие идеи, и, может быть, их услышат. Когда-то ты сам был издателем исключительно казахстанского СМИ – #1MAG, который очень быстро нашел свою нишу. Был издателем и международного бренда L’Officiel, и еще нескольких франшизных изданий… Скажи, что тебя больше зацепило и оставило в сердце теплый след?
Конечно же, наше отечественное издание.
Почему?
Потому что это было что-то родное, свое, во что вложена душа. Мы начинали с нуля, просто с идеи. Мы не знали, что и как нужно делать, и совершили просто миллиард ошибок! Вспоминаю свою редакцию: Шолпан пришла к нам работать с телевидения, Вовчик – графический дизайнер… Но, тем не менее, мы выдавали востребованный и качественный продукт. А еще тогда была конкуренция – реальная, жестокая, справедливая. И да, мы действительно читали каждый номер Vintage всей редакцией, изучали стили написания, верстку – все. И если вы меняли лого, даже чуть-чуть, мы уже думали о том же. Если это делает Vintage, значит, это тренд. Значит, это нужно. Золотое время!
Как же ты смирился с решением попрощаться сначала с #1MAG, затем и с L’Officiel, и с другими изданиями?
Вот с теми самыми «другими» изданиями попрощаться было проще всего – они не приносили ни особого дохода, ни особого удовольствия. А вот, например, с «Автомобилями» пришлось туго. Я закрывал его с тяжелым сердцем, потому что сам люблю автомобили и любил этот журнал. У нас была крутая и очень профессиональная команда, которую я тоже не хотел терять. Благо, что они все нашли свое место в этой жизни и сейчас полностью реализовали себя. Ужасно больно было продавать и #1MAG, мое детище, мою любовь! Но к тому времени я уже понимал, что хочу заниматься другим делом и в другом формате. Тогда мне казалось, что отечественный продукт – это не круто, и нужно отдать себя чему-то более крутому, международному, развитому. И L’Officiel сам пришел ко мне в руки, легко и просто. Но и его пришлось продать – это решение было продиктовано рынком. И сейчас ни о чем не жалею – все решения были приняты, только исходя из общей ситуации в нашей стране. Однако #1MAG, конечно же, больше запал мне в душу – это был живой и процветающий проект со своей потрясающей атмосферой настоящего глянца… Он оставил огромный след в моей жизни, став родным и очень-очень дорогим. И это при том, что открывали мы его «наобум» – тогда у нас остался миллион тенге с какого-то проекта, и мы подумали: а почему бы не открыть журнал? И пошло-поехало. Моя команда работала настолько хорошо, что очень скоро именно этот журнал стал приносить нам огромные деньги – до 30 000 долларов в месяц!
На самом деле?
Да! Это же гигантские деньги, особенно сейчас! Но в нынешних реалиях такие суммы, к сожалению, невозможны. Поэтому мы и распрощались с печатными изданиями – эволюционно. И я, как уже говорил выше, ни о чем не жалею. Правда, сейчас, когда я говорю с вами обо всем этом, о своих журналах и о том периоде бизнеса, я понимаю, насколько мне всего этого не хватает. Но также я четко понимаю, что порой работа в печати больше напоминает холостой ход, что есть потолок в развитии, в который ты рано или поздно упираешься и начинаешь искать совершенно новые пути для совершенствования и себя, и бизнеса. А казахстанский глянец – это не только яркие вечеринки и шикарные презентации, это – большая доля пресмыкания (иначе я даже назвать этот процесс не могу) перед рекламодателями. Чтобы набрать достаточно рекламы и иметь со всеми хорошие отношения, я бегал к каждому менеджеру, звонил, приглашал, кормил – старался заинтересовать всеми возможными способами. Ведь бюджетов мало, а конкурентов много! И не все оборачивалось лучшим образом. Помню, был случай, когда я не смог по объективным причинам посетить мероприятие своего рекламодателя, и он снял все выходы в моих изданиях. Мир глянца тесен (улыбается). И когда я все продал, то почувствовал, как с моих плеч упал груз. И вот это, наверное, было самым большим облегчением, которое я испытал, продав печатный бизнес.
Что верно, то верно. Сейчас вся периодика проходит очень непростой этап. Но мы – держимся. В этом году Vintage отмечает свое 15-летие. И я хочу тебя спросить: что для тебя значит Vintage и что ты можешь нам пожелать?
Если честно, меня всегда поражало огромное количество рекламы в вашем журнале. И я прекрасно понимаю, что здесь все держится исключительно на вас, Карашаш, а теперь – и на вашей дочери. В какие-то моменты мне казалось, что этот кризис Vintage не переживет или вот эта девальвация его добьет… Но нет! И я хочу сказать: чтобы «тащить» такое издание, нужно быть очень сильным человеком, с мощным стержнем и стальным характером. При том что это собственный продукт, не франшиза! И сейчас мне очень хочется, чтобы Vintage как можно дольше оставался на плаву. А мое пожелание – расширяйтесь! Вы несете определенные ценности, и их нужно экстраполировать на максимально большее количество людей. Вы не просто устоялись как бренд. Вы всех пережили, и нужно выходить за рамки просто печатных страниц. Роста вам!
Текст: Алена Восковецкая
Фото: Айдын Ахмет, @aidyn_ahmet
Локация: @hype_source