Аскар Ильясов – один из немногих актеров, сумевших бесплатно поступить и отучиться в московском театральном институте и даже поработать в белокаменной. Спустя шесть лет актер вернулся в Казахстан, и мы не могли упустить момента поговорить с «возвращенцем»
Расскажи, почему именно актерская карьера и зачем отправился в Москву?
– Потому что всегда любил театр. Я в 13 лет попал в театральную студию, а в 10 классе, когда необходимо было определяться, одна знакомая посоветовала слетать и попробовать поступить в Москве, где всегда были лучшие театры, балет. Я подумал и понял, что это, пожалуй, лучший вариант. Начал изучать литературу, углубился в биографию Андрея Миронова, в которой он много рассказывал о «Щуке» (прим. ред. – Театральный институт имени Бориса Щукина). Это и стало решающим моментом. Год готовился и по счастливому стечению обстоятельств поступил на бюджетной основе, а страшно представить, ведь по 600 человек на одно место претендовало в тот год! Кстати, так по стопам Андрея Миронова я затем после учебы и попал в Московский академический театр сатиры. Спустя два года поймал себя на мысли, что репертуарный театр мне не очень подходит по темпу – нужно много ждать. А я хочу работать много и талантливо. И вот, собрав вещи, спустя шесть лет вернулся в Казахстан, но не в родной город (прим. ред. – Аскар родился в Астане), а в Алматы. Можно сказать, это моя новая авантюра – посмотрим, что из этого выйдет!
На сайте www.kino-teatr.ru ты числишься как российский актер, но сам ты отмечал в одном интервью, что недолго будешь мириться с тем, что в российское кино тебя приглашают для колорита…
– А ты подготовился смотрю (смеется).
Конечно! Вопрос, а как ты сам себя видишь в российском кино?
– Мне круто, я сейчас могу оказаться в очень удачном положении, когда уже не завишу от российских проектов. Ведь когда работаешь только в театре, и ты азиатской внешности, то чаще всего снимаешься там, куда тебя возьмут. Как правило, специально под тебя ничего не пишут, тебя не рассматривают в качестве главного героя, если только это что-то очень странное. Будучи здесь, если все сложится и начну работать, я смогу выбирать, в том числе и московские предложения. Понравится – полечу. Надо признаться, я играю еще один спектакль в Москве, и буду летать раз в месяц, так что я не порвал с Россией окончательно…
Так значит пост-прощание с Москвой в Instagram значит был больше лирикой?
– Да-да, выдал немного пафоса (смеется).
Тебе вообще нравится развитие современного российского и казахстанского кинематографа? Мне кажется, технически мы вышли на определенный уровень, а вот со сценариями пока беда…
– О, да! И имя этой беде – КВН, мне кажется. В Казахстане вообще очень сильное КВН-комьюнити, а нужно понимать, что это, в первую очередь, самодеятельность! И на каком бы уровне он бы не был – «Первый канал», Путин и так далее – это все равно самодеятельность. Огромная фабрика, выпускающая «самодеятельников», которые пишут сценарии местами талантливо, порой не очень. Теперь получилось так, что квнщики на постсоветском пространстве стали и актерами, и сценаристами, и продюсерами – и всем, кем угодно. И это не очень хорошо! И если бы так происходило частично, но когда они занимают весь сегмент – это уже проблема. Сценарии вообще проблема всего постсоветского пространства. Не знаю, почему так сложилось, отчего утратили навык этот… Особенно, учитывая все возможности русского языка, богатый бэкграунд в драматургии и не только.
В твоей копилке пока не так много картин, как обычно выбираешь роли? Читаешь ли сценарии?
– Если сейчас все сложится с одной комедией, пока не буду говорить какой, то увидите меня там. Вообще, я большой поклонник юмора и комедии в целом. Сценарии выбираю просто – если мне понравится на литературном уровне, и он будет смешным, то значит имеется потенциал, можно попробовать… Мне присылали сценарии, после прочтения которых я даже не замечал, на чем юмор построен. На что мне отвечали: «Ну, там актер все отыграет». Но так не бывает! Как отыграет – на банановой кожуре поскользнется и все будут смеяться? Еще многое, наверное, зависит от химии между режиссером и актером. Это как вступать в отношения. У актерской профессии очень женская природа: доверяешь или нет, готов сняться или подумаешь еще… Вопрос доверия очень важен!
Какой жанр тебе интересен, помимо комедии?
– Комедия самый сложный жанр. Мне интересно все, кроме ужасов, потому что это наиболее слабый жанр. Ужасы и порно цепляют зрителей чисто на уровне инстинктов, можно вообще не волноваться за сюжет. Все остальные жанры мне интересны. Спортивная драма очень привлекает, так как очень люблю спорт.
Сейчас в производстве находится фильм «Ярды» о рэп-музыканте, приехавшего покорять столицу. Приоткрой немного завесу, кого играешь и почему решил пробоваться на эту роль?
– Это крутой проект. Один из немногих, за которые берутся молодые. Я уже видел кое-какие черновые моменты… Вышли на меня через знакомых и пригласили на пробы. Мне дали сценарий и попросили сымпровизировать, а так как я много слушал рэп в своей жизни, к сожалению, то сумел выдать что-то. За мной еще четверо парней на эту же роль пришли пробоваться, так вот, после меня им сказали, что все – роль закрыта (улыбается). Выйдет, я так понимаю, картина осенью и вроде бы в Казахстане он тоже будет показан.
Роль-то хоть положительная?
– Нет-нет, скорее антагонист. Меня там будет немного, но существенно!
Три режиссера, без привязки к стране, у которых ты бы хотел сняться?
– Без привязки? Все банально, наверное. Квентин Тарантино из западных. Сергей Урсуляк из российских. Ну и из молодых – Кантемир Балагов.
Ты очень красиво говорил в том же интервью о театре и кино, проведя четкую грань между ними. Но сложно отрицать, что именно кинематограф дает ту самую популярность и медийность. Тебе нравится быть узнаваемой персоной?
– Это очень странно. Сложно к такому привыкнуть. Странно, когда ты приходишь в торговый центр и через какое-то время начинаешь размышлять над тем, сколько людей тебя узнало. А зачем я вообще об этом думаю?! Или, наоборот, совсем об этом забываешь, расслабляешься, а на тебя начинают обращать внимание, просят сфотографироваться, зовут присесть за стол… Я не очень еще привык. Мне не нравится, когда нарушают мое личное пространство. Тем более, как это обычно бывает, вечером в каком-либо заведении: все сначала смотрят, пытаются вспомнить, где видели, потом стесняются подойти, а спустя время, после определенной порции алкоголя, решаются подойти – и это уже не так приятно. Особенно, когда подходят парни. А девочки мило подбегут, сфотографируются и убегут…
Девушки всегда трезвые подходят?
– (смеется) Трезвее парней все же! У меня был случай, когда сразу несколько девушек подбежало и давай кричать: «Это же Ильяс Аскаров! А-а-а, Ильяс, можно с вами сфотографироваться?». Ну ладно, буду Ильясом (смеется).
Поделись, где и в каких спектаклях можно увидеть Аскара Ильясова? И что для тебя сейчас театр?
– В «Сатире» меня уже не увидеть. Я успел встретиться и поговорить с режиссером и художественным руководителем театра ARTиШОК Галиной Пьяновой, которая произнесла говорящую фразу: «Будь с нами!» (улыбается). Я принес одну пьесу со словами, что в Казахстане эта тема прозвучит особо актуально именно сейчас – так что, скорее всего, будем работать. Я посмотрю спектакли, возможно захочу влиться в какой-нибудь из уже имеющихся. Есть, например, вероятность того, что я введусь в «Ұят». Но сейчас конец сезона и никому не хочется говорить о театре. Вернуться в августе из отпуска – поговорим еще, а конкретика, думаю, появится в сентябре.
И все же, что важнее для тебя сейчас – театр или кино?
– И театр, и кино бывают разными. Сейчас мне важен театр, потому что у меня его давно не было. Это как секс. Я четыре года учился в институте, где мы очень много работали. А затем два года в Театре сатиры для меня оказались очень импотентными, потому что я сидел почти без работы, маленькие роли… Сейчас со всем этим «багажом» я приехал в Алматы и хочу очень заниматься театром!
Как ты относишься к сериалам? Готов ли сниматься в многосерийных фильмах?
– Я вообще не представляю казахстанские сериалы. Я просто вижу, как у нас полный метр делают, а в сериалах продакшн еще ниже, судя по отзывам коллег. В российских с этим получше. Но у них и продакшн получше, и бюджеты гораздо больше. Там сериалами занимаются серьезные режиссеры и продюсеры. Тем более после всей этой волны HBO и Netflix…
А если тот же Netflix, как он уже практикует, снимет сериал в Казахстане с местными актерами – пойдешь?
– Конечно. Я вообще хотел бы увидеть в Казахстане сериал, в который пригласят топовых режиссеров и других специалистов. А пока я только и слышу, что много халтуры в производстве сериалов, оправдываясь тем, что их никто не смотрит и кому это нужно… А ведь сериал – тоже работа, тот же фильм, только более детально над ним потрудиться надо. Вообще вся проблема в малом количестве населения и кинотеатров, а те еще и воруют. Соответственно заниматься кинематографом в Казахстане довольно сложно. Почему все ругают комедии того же Нуртаса Адамбая? А как иначе, если ты хочешь заработать! Никто ведь не пойдет в кинотеатр на глубокое авторское кино, вот и приходится работать на потребу зрителя.
Расскажи немного о Москве, его ритме, уставал ли ты от столицы России и не будешь ли скучать?
– Сейчас вообще не скучаю! В Москве устаешь, конечно, но, когда попадаешь в колею, не замечаешь этого. Единственный способ выдержать – закрыться, именно поэтому многим москвичи кажутся такими злыми и закрытыми. Все закрыты, всем плевать друг на друга, все толкаются в метро и так далее – меня это напрягало. Плюс меня напрягал, как бы это грубо не звучало, бытовой шовинизм. Во многом это происходит из-за того, что в Москве много кыргызов, работающих в различных обслуживающих сферах и к ним отношение соответствующее. И они подобные правила игры приняли. Но когда я, покупая в супермаркете продукты, сталкиваюсь с таким же отношением ко мне – это очень неприятно. Так что пока страница под названием «Москва» закрыта, может к ней еще вернусь, но пока я в Алматы. Мне вообще нравится алматинская молодежная «движуха», она другая, более атмосферная и спокойная. В Москве все иначе: тебе нужно быть при деньгах, чтобы отдохнуть, а из-за стресса многие не брезгуют и наркотическими веществами.
Я же очень скучал по нормальным тусовкам. В Алматы, за все время, что я тут нахожусь (около десяти дней), несмотря на то, что снимался каждый день – я отдохнул больше, чем за весь прошедший год в Москве.
Текст: Андрей Нестеров
Фото: Фатима Гарифьянова, @fatima_photokz
Видео: Айжан Шаймурат
Благодарим за предоставленную локацию @academia_creative_new