Директор Музея современного искусства «Гараж» Антон Белов стал героем Vintage KZ неспроста. Ведь музей принял участие в открытии Центра современной культуры «Целинный», ставшее культурным событием международного масштаба этой осени в Алматы
Поделитесь историей, связанной с Центром современной культуры «Целинный». Какие были предпосылки к появлению подобной коллаборации?
– В прошлом году Музей современного искусства «Гараж» участвовал в международной специализированной выставке «Астана ЭКСПО-2017», где представил свою выставочную и публичную программы. Проекты Музея расположились на первом этаже павильона Astana Contemporary Art Center, в том числе выставка «Алма-Ата: архитектура советского модернизма 1955-1991» Юрия Пальмина, фотографа и исследователя модернизма, открытая библиотека с литературой по современному искусству, архитектуре, дизайну, зона семейных мастерских, а также лекторий. За три месяца нас посетило более 250 000 человек. Для «Гаража» участие в международных и региональных проектах – часть долгосрочной программы развития Музея.
Нашим опытом и успехом проекта вдохновился патрон Музея «Гараж», генеральный директор ТОО «Компания по управлению активами «Алмалы» и основатель Центра современной культуры «Целинный» Кайрат Боранбаев. Для нас участие в проекте «Целинного» стало очень важной вехой, поскольку «Гараж» стремится выстраивать горизонтальные связи с региональными институциями из Краснодара, Казани, Владивостока, а также за пределами нашей страны. Это пространство нашего общего прошлого – мы очень рады тому, что именно с Казахстаном у нас сложились теплые партнерские отношения. И мы очень гордимся, что смогли принять участие в открытии первого центра современной культуры в Казахстане.
Прекрасная команда Центра во главе с его руководителем Джамой Нуркалиевой воплотила в жизнь огромный проект, а мы поделились опытом наших экспертов, материалами, смогли провести презентацию книги Анны Броновицкой и Николая Малинина по архитектуре советского модернизма в Алматы и кинофестиваль. Именно в «Целинном» состоялась международная премьера документального фильма Антона Желнова «Бедные люди. Кабаковы», создание которого инициировал Музей «Гараж» к юбилею самого известного российского художника современности Ильи Кабакова.
Существуют ли какие-то правила или даже ограничения при запуске той или иной выставки в Музее «Гараж»?
– Смотрите, в этом году «Гараж» отпраздновал свое десятилетие – за это время мы провели более 100 выставочных проектов. На протяжении всего этого времени как по отношению к выставкам, так и по отношению к публичной, образовательной, исследовательской, инклюзивной, издательской и всем другим программам мы как раз старались не подчинять их устоявшемуся своду правил. Мы видим своей целью определение точек роста – как для самой институции, так и для развития современного искусства и культуры в нашей стране. И все же стоит учитывать, насколько сам проект близок ценностям институции и сколько труда, времени и сил можно выделить на создание выставки. Из этих факторов и, конечно, из экспертного знания наших кураторов и складываются выставочные планы Музея.
У нас есть главный куратор и мощный кураторский коллектив, который формирует программу, а потом команда Музея, в том числе и я, ее обсуждает. Но всегда есть место счастливой случайности. Например, идея проведения Триеннале российского современного искусства появилась во время одной из командировок по России, а точнее – в прекрасном городе Владивостоке. По итогам исследования, поездок и отборов получился смотр современного искусства в масштабах всех страны: нам удалось собрать более 60 художников. И вот уже в 2020 году состоится вторая Триеннале.
Как переплетается ваше образование («Физико-химия процессов и материалов») с тем, чем вы сейчас занимаетесь? Помогает ли вам оно?
– Я фанат естественнонаучного образования, поскольку оно развивает логику, помогает улучшать очень важные навыки, решать нестандартные задачи. Физхим был одним из немногих факультетов, где не только не оказывали какого-либо давления на своих студентов, но и наделяли знаниями и навыками, которые можно было конвертировать во что-то другое. Благодаря МИСиС у меня появились не только универсальные навыки, но и желание совершать открытия и экспериментировать. Полагаю, что наука и искусство – это те области, где люди должны «гореть» своим делом до конца жизни и делиться энтузиазмом с другими.
Мы открыли академическое направление в нашей просветительской деятельности: создали базовую кафедру Музея «Гараж» в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики». И мое профильное образование в техническом вузе позволило участвовать в разработке стратегии сотрудничества с ведущим гуманитарным вузом страны, предлагать нестандартные ходы и принимать решения, исходя из комплексной оценки ситуации. Кафедра позволит молодым исследователям защищать диссертации и участвовать в коллективных научных проектах. Наша команда с нуля разработала магистерскую программу, позволяющую воспитать поколение новых профессионалов. Кстати, прием на нее будет открыт уже в 2019 году, и мы будем рады видеть в числе абитуриентов представителей разных стран, в том числе Казахстана.
Современное искусство (в частности изобразительное – скульптура, живопись, графика) – обозначьте, каковы, на ваш взгляд, основные отличия от искусства прошлого века…
– Смотрите, здесь сошлись две простые и на самом деле не противоречащие друг другу идеи. Во-первых, классическое искусство на самом деле ничем не отличается от современного – это временем отобранное современное искусство определенной эпохи. Глядя на классику, необходимо помнить, что это было современно и даже революционно в момент создания. Просто сопоставьте даты и какие-то события с работами художников от Босха до Дюшана – их прогрессивность, некоторый бунт очевидны. Просто сейчас мы и перечисляем, и помним не всех. Я хочу сказать, что классическое искусство – это отобранное, описанное и признанное искусство.
Возможно, через сотню или тысячу лет из нашего времени останется десять имен, а может всего одно. Кто знает? И современное искусство тоже однажды станет классическим, поскольку подвергнется отбору. Классическое искусство – это очень устоявшаяся сфера, в том числе музеифицированная. В музеях накоплены колоссальные знания и опыт. Я большой фанат классических музеев по всему миру, но понимаю, что их очень сложно реформировать и изменять. Если честно, иногда мне куда интереснее музей классического искусства, нежели современного, поскольку в первом мне удается отдохнуть и переключиться. Я воспринимаю искусство прошлого в качестве источника вдохновения и отдохновения.
Что самое сложное в работе директора музея современного искусства? И в каких отношениях сегодня финансы и искусство?
– Не буду лукавить: работа директором музея современного искусства – это работа мечты. Каждый день мы действительно открываем современное искусство тысячам людей. Каждый день в Музее «Гараж» что-то происходит: презентации, дискуссии, встречи с художниками, семейно-детские мероприятия, фестивали, концерты, кинопоказы и экскурсии. Мы проводим профессиональные тренинги и научные конференции, издаем по 50-60 книг в год, сотрудничаем с различными фондами, поддерживаем региональные институции, в нашем архиве работают исследователи, в библиотеке – студенты, кто-то приходит за сезонными блюдами в кафе Музея, а кто-то за фирменными сувенирами в магазин.
Мы системно поддерживаем художников грантами по пяти направлениям, готовим мероприятия для участников программы лояльности, вместе с нашими партнерами создаем специальные образовательные события. К нам приезжают со всего мира галеристы, художники, музейщики и просто туристы. Это большое счастье – находиться в центре такой кипучей деятельности.
Понятно, что надо следить за соотношением наших желаний и возможностями, думать о соблюдении вектора развития институции, но это тоже никогда не бывает скучным. Музей был создан Дарьей Жуковой и Романом Абрамовичем – они нас активно поддерживают, но мы прикладываем большое количество усилий, чтобы быть финансово стабильными и эффективными.
Сейчас мы самостоятельно зарабатываем 35% от нашего бюджета. За 10 лет нашей истории мы смогли найти очень много партнеров и делаем успешные и в коммерческом смысле проекты. Мы реализуем билеты, экскурсии, развиваем программу лояльности Музея, сейчас уже около 5 000 человек состоят в ней. Мы развиваем сообщество частных патронов (меценатов), поддерживающих Музей. Их сейчас уже 40 человек. Это наши единомышленники, с которыми мы находимся в постоянной связи и которые помогают с нашими проектами и программой в том числе.
В свое время вы основали некоммерческий проект Gallery White, помогающий молодым художникам в создании новых проектов. Вы по-прежнему поддерживаете талантливую молодежь?
– Вы задали отличный вопрос. Свободный доступ к искусству, восполнение знаний о нем и системная работа с художественным сообществом являются приоритетными направлениями в Музее «Гараж». Мы ведем системную работу в этом направлении и в 2012 году стали первой российской институцией, которая просто начала поддерживать молодых художников посредством грантов. Стипендиаты программы могут заниматься совершенно разными областями искусства.
В этом году мы вручаем гранты для художников, работающих в сфере актуального искусства, специальный грант международного проекта Signet Land Art на создание ленд-арт-объекта для Парка Горького, грант для исследователей современного искусства и культуры «ГАРАЖ.txt», грант для ученых на проведение исследований в нашем собрании «Архивное лето», а с этого года еще начали поддерживать региональные институции.
Искусство лично для вас – это…
– Я дам очень короткий ответ. Искусство лично для меня – это способ прожить много жизней.
Ваш отдых тоже связан с культурой… Или у вас есть и другие способы проведения досуга?
– Я исхожу из того, что практики, связанные с культурой прекрасны, но у людей могут и должны быть самые разные хобби и увлечения. Мне чуть сложнее, поскольку современное искусство и все, что с этим связано, является частью моих профессиональных интересов. Но даже в этом я могу найти что-то «свое», личное. Например, я стараюсь собирать собственную коллекцию. Мне кажется, что как раз важным показателем самодостаточности и успешности является способность человека даже при безумном графике выкроить для себя время. Обязательно нужно оставлять и защищать личное пространство: неважно, что это будет именно для вас – пляжный отдых, поход в горы, сбор клубники у бабушки на даче. Надо просто понять, что помогает отдыхать именно вам.
Повторюсь, я собираю искусство, путешествую, читаю. Для меня само пребывание в пути уже отдых. Я очень люблю просто гулять по Токио – это невероятный город, где чувствуешь себя на другой планете и при этом в центре мира. Там я способен полностью отключиться от повседневности. Иногда я целый день могу посвятить чтению. Еще у меня есть команда моих друзей, с которыми мы стараемся выкроить среди недели час времени и поиграть в компьютерные игры. Они отлично снимают стресс и очищают голову.
Текст: Андрей Нестеров
Фото: Музей современного искусства «Гараж»