1 июня 2020 года журналу Vintage исполнилось 15 лет. Это огромный срок для отечественного глянцевого издания. И лучший повод для встречи с давними друзьями, коллегами и сильными профессиональными издателями. Сегодня в гостях у Карашаш Джузеевой ее подруга, пионер отечественной глянцевой журналистики, издатель самого первого отечественного глянцевого издания «Сезон» и ELLE Kazakhstan Джамиля Токмади.

 

Джамиля, ты стала первопроходцем казахстанского глянца. Расскажи, что для тебя значит это направление журналистики и что сейчас с ней происходит?

Карашаш, большое спасибо за приглашение. Принимай мои поздравления с юбилеем – это действительно значимая дата. На самом деле издание журнала – это ежедневная, ежеминутная работа, дела не заканчиваются ни днем, ни ночью, ни в офисе, ни дома. Пока я была издателем, всегда думала: как люди могут просто прийти с работы и «отключиться», не переживать? Это совсем неправильно. И это не про нас. 15 лет – очень большой этап. Сейчас рынок становится все сложнее и сложнее, особенно на фоне общей экономической ситуации и карантина. Но я рада, что вы – держитесь. Потому что глянцевая жизнь очень интересная. Это такая работа, которую любишь и которая не заканчивается. И я безумно по ней скучаю. «Сезону» сейчас было бы 22 года. Мы отметили 15-летие и в 2016 году закрыли журнал. К тому времени у меня был новый проект – ELLE Kazakhstan, и какое-то время оба журнала выходили параллельно. Но так как ELLE – очень крупный международный бренд, то он и требовал к себе большего внимания – физического, морального и материального. И в какой-то момент я поняла, что мы распыляемся и лучше направить свою энергию на один проект. И, конечно же, я выбрала ELLE. Это был колоссальный опыт, потому что я всегда хотела поработать с международным журналом. Ведь он сильно отличается от своего собственного издания, где ты сам себе хозяин и который построен в основном на личности издателя.

Как родилась идея создать журнал «Сезон»?

Практически спонтанно. Я профессиональный журналист, я закончила КазНУ им. Аль-Фараби, работала на телевидении. Мы с Арманжаном Байтосовым начинали 31 канал, но в какой-то момент я устала от политических программ – хотелось чего-то нарядного и женственного. И так родилась идея телевизионного журнала «Сезон». Мы его делали как настоящий журнал, с рубриками, разделами… И вот, в одну ночь мне пришла мысль создать печатную версию «Сезона», потому что накопилось очень много полезного и интересного материала. Сначала мы выходили четыре раза в год, затем – шесть…

Карашаш Джузеева и Джамиля Токмади

Какие моменты в работе были самыми сложными?

Глянцевая журналистика – сама по себе большой труд. Многие думают, что глянцевый журнал — это вечный праздник, мероприятия и тусовки. На самом же деле это наша работа. За каждой страничкой журнала стоит кропотливый труд журналистов, фотографов, дизайнеров… Когда я выпускала «Сезон», то львиную долю времени у меня занимало решение стратегических вопросов. А ведь еще нужно производить интересный и востребованный контент, который нужен людям и продается. Получается, что я как издатель несла двойную ответственность – и перед читателем, и перед рекламодателями. Это, наверное, и было самым сложным.

Как обстояли дела с подбором кадров? Ведь глянец требует особого подхода…

Мне очень повезло с командой. Я считаю себя в этом плане везунчиком, потому что мы до сих пор дружим с ребятами и из «Сезона», и из ELLE. Для меня было очень важно создать атмосферу семьи, потому что без общей поддержки и взаимопонимания мы бы не смогли работать. В самом начале пути у нас были моменты, когда мы катастрофически не успевали по срокам и буквально жили на работе. Мы приносили дизайнерам еду, потому что они не могли отлучиться от компьютеров. Мы не коллеги – мы семья. И все заражены одной идеей – сделать лучшее издание в мире!

И поэтому мне было безумно тяжело закрывать именно «Сезон». Это же как ребенок, которого мы взращивали, холили и лелеяли. И мне очень приятно. что люди до сих пор вспоминают о нем. 

А почему закрыли ELLE?

Ты лучше других понимаешь, что глянец – это мечта. И по факту, мы продаем мечту и дарим людям красоту, о которой они грезят. Поэтому, когда человек читает глянец, он читает обо всем самом лучшем: о лучших людях, о красивых историях, о прекрасной жизни. А для создания всего этого нужно соответствующее настроение – яркое, позитивное, крутое. А я сейчас не ощущаю себя настолько позитивно. И потом это недешевое удовольствие. Много было вложено в проект ELLE, но, к сожалению, из-за моей личной истории не получилось его активно продолжать и развивать. Пришлось остановить. 

 

Журнал Vintage удивительным образом пережил все эти перипетии – кризисы, девальвации, падение рынка. Почему, как думаешь ты?

Потому что вы изначально заняли очень хорошую нишу. Для меня Vintage, в первую очередь фешн-журнал. Вы сделали правильный акцент на красоту, моду и стиль. Вы хотели делать (и сделали) казахстанский Vogue. Я считаю, что это приятно и это красиво. В то время модная индустрия только набирала обороты, и ей просто необходима была особая площадка.

Есть ли у тебя планы вернуться в глянцевую журналистку?

Все зависит от состояния рынка. У меня довольно-таки большой опыт работы во всех сферах – я сама монтировала, принимала участие в разработке многих проектов… Последнее, что мы делали, – это ELLE Style Awards. Я люблю большие телевизионные проекты и получаю удовольствие от работы над ними. И по ним тоже очень скучаю. Я не привыкла сидеть в зрительном зале. Я и директор, я и ведущий. Я и по телевидению скучаю, и по журналу… Посмотрим, как сложится ситуация на рынке журналистики, как все будет развиваться. Сейчас, если честно, я отпустила ситуацию и даже не представляю, что происходит на рынке казахстанского телевидения. У меня сегодня совсем иной бизнес – пять лет назад я открыла магазин органических продуктов Organic. Привожу лучшие органические продукты со всего мира без ГМО, консервантов и «химии», в том числе и органическую линейку продуктов Clearspring. Все – исключительно для нашего с вами здоровья. И все мои усилия направлены на развитие этого бизнеса, но всему свое время. Сейчас все более активными становятся блогеры, и я уважаю их за это. Однако считаю, что профессиональная журналистка всегда востребована, как бы ни сложилась ситуация и в нашей стране, и во всем мире.

Текст: Алена Восковецкая

Фото: Айдын Ахмет, @aidyn_ahmet

Локация: @hype_source