«Предположим, существуют две похожие женщины – и внешностью, и благосостоянием, и возрастом, отличаются они только одним – у одной есть платье от Версаче, а у другой нет.

Угадайте, кто из этих женщин чаще занимается любовью?» Джанни Версаче

 

Предисловие

«Ты уверена, что здесь ведут раскопки американцы? Здесь модой что – то не пахнет, есть только мусор и вонь»,-раздраженно прокомментировал окружающую действительность супруг.

– «Я знаю, сама вижу, но так сказано в Википедии, что Metropolitan New York проводит свои раскопки здесь, я сама не пойму, почему мы попали в трущобы», – ответила я.

Наша машина выехала на узкую улочку вдоль мелкого устья, местные жители превратили его в канал для отходов. Грязные цапли среди мусора и отходов купались в желтовато-серой воде, некогда голубой реки. В Коптском Каире, по дороге к храму Абу Серга, локации, где укрывалось Святое семейство, когда бежали от царя Ирода, есть выставка черно-белых фотографий. На них видно как красиво и полноводно, в начале 20 века разливался Нил, возле пирамид.

Вездесущие тук туки всю дорогу норовили обогнать нас, наш внедорожник подобно тромбу перекрыл уличное движение этого захолустья. Серые ослики и другой гужевой транспорт были частью этой дороги, ведущей к истокам цивилизации мира. Выложенные в виде пирамид мандарины, клубника и морковь с зеленой пушистой ботвой продавалась прямо с телег для проезжающих. Мы выехали на более широкий проселочный путь, но вынуждены были остановиться из-за стада проходящих буйволов шедших на пастбище. Подъезжая ближе к Сахаре, вид становился более приятным, сельскохозяйственные угодья зеленым ковром украшали плодородные участки земли. Мы проехали дамбу и выехали из оазиса, свернув по направлению указателя, в Долину Смерти, туда, где находится самая древняя пирамида в мире, пирамида Джосера.

Известные мировые институты, такие как Metropolitan New York (он же устроитель ежегодного балла костюма Met gala под руководством шеф редактора Vogue USA-Анны Винтур) создали в Египте собственную платформу для изучения вопроса моды как искусства и развития текстильной промышленности, специфики ручного производства. Результаты археологических раскопок представлены в Metropolitan музее. Тема египетской цивилизации, актуальна в различных областях науки и техники, но парадокс состоит в том, что 30 % проживаемого населения этой страны не умеют читать и писать, соответственно не способны оценить вклад цивилизации проживаемой страны в мировую историю. Пропасть в имущественном и социальном плане между интеллигенцией и бедными гражданами увеличивается с каждым днем настолько, что богатая верхушка и состоятельный средний класс, кажутся в своей стране иностранцами.

Особенности развития каирской фэшн индустрии.

В европейской моде, существует устойчивое выражение, «Версаче одевает любовниц, а Армани-жен». В отношении египетских дизайнеров можно смело заявить, что все они хотят одевать принцесс.

Дизайнеры в Каире не жалеют своих сил и средств на создание предметов ручной вышивки, дорогой отделки, создание красивых орнаментов и рисунков. В их изделиях присутствует трудоемкая отделка кропотливого характера. Все стараются работать в формате «Houte Couture».

Дизайн представленных коллекций, на мой взгляд, не всегда соответствует существующим мировым трендам. Создается ощущение, что мода в Каире идет с опозданием на 5-6 или 10 лет. Но, радость, гордость и счастье, с которым презентуют свои коллекции, дизайнеры могли бы подкупить самого привередливого критика. Волнение авторов, представляющих свои коллекции, охватывает весь зал. Последняя общая проходка моделей и выход дизайнера сопровождаются такими бурными овациями и аплодисментами, что возникает ощущение, будто происходит чествование победителя конкурса известного европейского института костюма.

Здесь модельеры уважают свой труд, и их многочасовая портняжная работа ценится обществом. К представленным коллекциям здесь не относятся как к чему-то прошедшему или одноразовому. Возможно вера в то, что творчество вне времени, дает такой резонанс к мировым трендам.

Находясь на показах, я вспомнила фразу, брошенную одним из авторов о морали викторианской эпохи. Она звучала примерно так: «в период правления королевы Виктории не позволительно было наслаждаться и даже думать о плотских утехах, но при этом, считалось естественным изображать на полотнах мужские гениталии и рассуждать о влиянии искусства на общество».

Фраза, возникла в памяти в связи с глубоким диссонансом между глубоко религиозным обликом модельеров и их сексуальным дизайном. Этот антагонизм, заставил задуматься, «почему так сложилось».

 Египет это страна двойных стандартов. К примеру, с одной стороны, в мировых изданиях, таких как «Vogue Arabia» и «Harper’s bazaar of Arabia» могут восхищаться успехами своих дизайнеров, если они одели артистов листа «А». С другой стороны, могут обличать в аморальности и подать в суд на мировых звезд, которые выбрали для своего мирового турне, костюмы их национальных кутюрье.

Подобный факт можно было увидеть в период юбилейного гастрольного тура, американской звезды и хип-хоп исполнительницы, Дженнифер Лопес. Концертная площадка располагалась на Средиземноморской Ривьере Египта, в «North Coast».

Глянцевые журналы «Vogue Arabia» и «Harper’s bazaar of Arabia» посвятили специальный репортаж первому визиту Jlo с ее программой «It’s my party», где с гордостью написали, что впервые арабский дизайнер, а именно Nagwa Zahran одела Дженифер Лопес в огненно-красный образ, для ее мирового турне. Помимо египетского дизайнера были выбраны образы от двух ливанских дизайнеров Zuhair Murad и Nicolas Jebran.

Nicolas Jebran автор зеленого комбинезона, для изготовления которого были использованы 50 камней от Swarovski, также был представлен королевский синий костюм с бахромой от Zuhair Murad. Этого дизайнера Дженифер Лопес назвала самым любимым в этом регионе, поскольку знает, как его наряды могут ошеломить публику на торжественных мероприятиях и в музыкальных клипах, памятуя свой выход в 2010 году на Met Gala. Помимо одежды, дизайнер из Ливана – Andrea Wazen изготовил сапоги для выступления.

Это событие не обошлось без скандала. Был подан иск со стороны египетского адвоката Samir Sabri, который изобличил национальную общественность, организаторов и саму певицу в не подобающем поведении, осудив «голые звездные образы». СМИ пестрили высказываниями обличителя морали, где пуритански настроенный Сабри осуждал женщин-министров, присутствовавших на концерте, которые были в нарядах белого цвета. Он высказывался о недопустимости увеселений после недавнего теракта в Каире и религиозного паломничества на гору Арафат.

Возможно, причина перекосов общественного мнения заключается в повышенной природной сексуальности арабских женщин, которая без морального регулирования имеет склонность к разгульности и разврату. Дж.Олдридж знаменитый английский писатель 20 века в своем романе «Каир. Биография города» писал в своем труде, «После 1952 года Каир стал пуританским городом, и это значительно охладило интерес к нему туристов. Их влекли сюда рассказы о пороках Каира, сексе и подозрительных ночных притонах. Во времена короля Фарука в городе было несколько сотен высоко и низкопробных притонов, предлагавших разгулявшемуся посетителю все виды разврата и, как правило, один из вариантов знаменитого танца живота, который может быть или просто непристойным, или действительно экзотическим… С уходом Тахии Кариоки завершилась эпоха развлечений в стиле турецких гаремов. После революции каирские исполнительницы танца живота такие же красивые и чувственные девушки обязаны подчиняться египетской моральной дисциплине».

Известными поклонниками танца живота мирового масштаба 20-го века были советник президента и госсекретарь США Генри Киссинджер, а также американский президент Джимми Картер. Если познакомиться поближе с личной жизнью известных исполнительниц бэллидэнса, то можно узнать что они выходили замуж чаще, даже чем исполнительница роли «Клеопатра» – Лиз Тейлор. До 14 раз, за свою карьеру они могли произнести заветное слово «Да».

Природа человека стремится к внутреннему балансу и гармонии. И если человек закрыт внешне в силу религиозного воспитания, то в творчестве ему хочется раскрыться, сбросить покрывала, оголиться и продемонстрировать женственность. Возможно, сила искусства заключается в том, что лишь ему под силу позволить человеку само выразиться и прокричать миру о своем видении красоты. Этот язык понятен всем и нет в нем деления на возраст, гендер или вероисповедание. Он не диктует правила, не устанавливает рамки, не призывает к насилию. Искусство вечно, потому что «Красота спасет этот мир».

В развитии фэшн индустрии, положительную роль сыграла любовь египтян к тусовочной жизни. Размах и фантазия организаторов может поразить не искушенных зрителей. Данное обстоятельство стало решающим в развитии моды, здесь публика жаждет и любит зрелища.

*В Каире имеется множество театров, но они не работают в полном формате, каждый сезон, многие открываются лишь для разового представления либо концерта.

Спецификой показа может быть присутствие дипломатов страны производителя, на открытии магазина. Так, к примеру, на открытие бутика «Eden park Paris» в Mall of Arabia присутствовал консул французского посольства. Возможно это дань уважения организаторов шоу к Франции, либо элемент активной экономической экспортной политики производителей. В итоге, открытие бутика мужской одежды стало международным экономическим событием в столице.

Каир обожает проводить Grand Opening. Здесь марку сегмента массмаркета, могут представить как люкс. Я помню, как помпезно в течение трех дней шло открытие бутика «New Yorker», туда были приглашены многие известные национальные селебрети, центральное ТВ и каирская светская публика.

К примеру, застройщики компаунда «Hude Park» для своей рекламы в конце сентября 2019 г. организовали приезд канадского Cirque du Soleil. На территории данного компаунда, был разбит огромный шатер. Под куполом цирка в течение недели, проходили шоу-представления. Официальный тур у них проходил в Испании, а посещение Египта было, по всей видимости, частным заказом от строительной компании.

Где лежат билеты в « светскую жизнь» или как попасть в вагон первого класса.

Модные эвентщики зачастую не знают о существовании друг друга, творя показы в местечковом формате, соответственно между ними нет конкуренции. Каждый пребывает в состоянии своей собственной исключительности и уникальности. В этом мегаполисе каждый творец и есть центр собственной фэшн «Мекки», поэтому вы не встретите здесь полноформатные анонсы планируемых мероприятий. Информация обычно расходится по закрытым группам, объединенных в сообщества, со схожими интересами и финансовым положением. У разных организаторов или дизайнеров есть своя армия фолловеров. Для них и творят «Боги местного фэшн Олимпа», вещая об очередном «спуске» к смертным, через отработанные каналы связи.

Бесплатный контент предполагает только специальные приглашения. Private формат это система «Invitations» означает, что на показ может попасть только гость. Быть гостем в мероприятии для богатых, означает принадлежать к определенному светскому кругу, предполагающий определенный финансовый достаток и социальный статус.

Общество Египта имеет социально-классовый характер и имущественную дифференциацию, которая с каждым разом увеличивается, создавая большую пропасть между разными слоями общества.

К примеру, дизайнерскую ярмарку как «Fashion Central», в Uptown city от компании «Emaar» здесь могут превратить в событие не уступающему по размаху Дубайским проектам. В качестве гостей туда прилетают дизайнеры и фэшн эксперты со всех стран Ближнего Востока. Под приятную музыку популярных ди-джеев проводятся панельные дискуссии и мастер классы от таких брендов как Azza Fahmy. Этот ювелирный бренд имеет свои магазины в сердце Лондона в The Burlington Arcade in Mayfair, в американском The Waldorf Astoria, Beverly Hills и Дубай молле. И в свое время выпустил капсульную коллекцию для Британского музея.

В выставленных мобильных бутиках Fashion Central продавали коллекции локальных ливанских дизайнеров с ценниками от 1000-13000 долларов США и египетских брендов таких как «Okhtein». Но, вам нужно знать, что на мероприятия данного уровня нужно красиво заезжать или подъезжать ( не знаю как правильнее выразиться). Статус гостя определяется гламурным авто и многочисленной охраной.

Каир – город, где стыдно быть бедным.

Здесь, нет американской системы социального лифта, когда можно родиться бедным афроамериканским мальчиком и умереть белой, богатой женщиной. В Египте, никогда одаренный от рождения сын боаба не сможет стать миллионером, либо взаимно влюбиться в дочь хозяина виллы и унаследовать в дальнейшем состояние ее отца. Эти босоногие мальчуганы, моют мраморные ступеньки хозяйских парадных подъездов, а в свободное от работы время весело играют с детьми других боабов из соседних вилл. Возможно, когда-то чудеса и происходили, и нищий мог стать принцем, но эти истории происходят только в сказках У. Диснея.

* Боаб – представитель рабочего класса, низкого сословия египетского общества, с доходом в месяц максимум 30 долларов США. Это человек живет при виллах и одновременно выполняет работу садовника, швейцара и охранника. В основном эти люди выходцы из деревни, они говорят на арабском и могут примитивно изъясняться на английском языке, но в большинстве случаев безграмотны, не умеют читать и писать.

Хозяйские дети учатся в международных частных школах, где ежемесячная стоимость достигает от 800-2000 долларов США, они имеют вступительные (не возвратные) взносы от 2000 до 7000 долларов США. Дети боабов не посещают школу.

Есть здесь и платная система входа, где можно приобрести билеты у организаторов через систему «Tickets Egypt» или «Tickets Marsha». Но, чтобы знать об этих системах вы опять-таки должны вращаться в определенных кругах, быть частью богемы или наследником сети курортных 5* отелей вдоль побережья Красного моря либо входить в политическую элиту страны. Стоимость билетов номинальная и варьируется от 20 долларов США до 50 долларов США. На гейтах таких эвентов всегда присутствует система дрес кода и фэйс контроля.

В рамках акции #BuyArabDesigners в апреле 2019 года известные египетские селебрети при поддержке продюсерской компании SNAP14 сняли рекламное видео, посвященное двухлетию «Vogue Arabia». В качестве локации был выбран отель «Four Seasons Hotel Nile Plaza» в Каире и «Burj Al Arab» в Дубае. Это был своего рода посыл, о том, что в сфере моды появилось большое количество талантливых дизайнеров, о которых арабский мир должен узнать и поддержать в мировом Fashion community.

* В съёмке приняли участие: Amina Khalil, Nour, Shereen Reda, Yousra, Amr Youssef, Nicolas Mouawad, Asser Yassin, Yosra El Lozy в Каире и Lama Jouni, Arwa Al Banawi, Maral Melhem of VMar Jewelry, Karen and Andrea Wazen, Diala Makki, Latifa Al Gurg, and Ameni Esseibi в Дубае.

Поэтому можно с уверенностью сказать, что мода и модная жизнь существуют в Каире, но Вам подобно Алисе нужно побродить по Зазеркалью, чтобы ее найти. Для этого в первую очередь ты должен принадлежать к привилегированному классу или верхней планке среднего класса.

Согласно докладу ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) за 2019 году, уровень грамотности в Египте составляет 73,8 % и занимает 145 место в мире.

Лишь малые 5-10% населения страны могут позволить себе думать о роскоши и моде. Их можно легко узнать, по красивым яхтам, пришвартованным в «Марине» Эль Гуны, по брутальным хамерах или старинным кабриолетам. На выходных они посещают чемпионаты по конному полу в «Kings polo Academy» или Uptown city. Их дети, если у них есть дети,  окружены заботой и вниманием суданских темнокожих нянь, а на каникулах они летают к бабушке в Лондон. Они любят коллекционировать винтажные ювелирные изделия 1960-1970 годов от Nina Ricci и D’Orlan, а также антиквариат. Это прослойка египетского общества настолько богатая, образованная и тщеславная, что может свои камины топить долларами. И огонь этот будет гореть долго и ярко. (Эта фраза принадлежит египетскому бизнесмену, владельцу отеля Хилтон в эмирате Шардж, ОАЭ)

В Каире можно привыкнуть ко всему, бегающим стаям бродячих собак, БТР вдоль дорожных трасс, вооруженным автоматчикам, повсеместному мусору, попрошайкам на улицах, но никак не к бьющей наотмашь роскоши, стегающей хлыстом золушку, случайно забредшую иностранку на чужой бал тщеславного блеска.

 

Текст: Дина Мустакова

Фото: архивы пресс-служб