Human Face Business. В преддверии новогодних праздников, когда о будущем хочется думать исключительно в позитивном свете, интервью с топ-менеджерами банка Kassa Nova стало очень вдохновляющим

Говорят, что личности, стоящие «у руля» компании, так или иначе, отражают свой характер в стратегии всего дела. После беседы с главой банка Kassa Nova Шолпан Нурумбетовой и ее заместителем Жумабеком Мамутовым, становится понятно, что Kassa Nova не гонится за рейтингами топ-финансовых игроков, оставляя другим банкам борьбу за активы. Единственное важное для них – стать удобным и незаменимым помощником своему клиенту. Шолпан, с момента назначения вас в качестве главы банка прошел почти год. Почему решили оставить должность зампреда в крупном банке?
Шолпан:Основная причина, по которой я пришла работать в Kassa Nova – это то, что на банковском рынке началась большая турбулентность. Очень часто обсуждались слияния, поглощения банков и как они будут дальше существовать. Моя основная цель – выстроить отношения с клиентами и стабилизировать работу банка. Объяснить клиентам, что Kassa Nova является банком огромной группы с успешным акционером. Думаю, здесь требовался именно тот опыт, который был у меня в большом банке, где я курировала блок работы МСБ, корпоративного бизнеса.
Это же огромный вызов. Как вы решились возглавить банк, тем более маленький?
Шолпан:Было тяжелее, чем я предполагала. Но меня очень сильно поддерживали акционер, и сама Группа «Верный капитал». За много лет работы у Группы не было проектов с подпорченной репутацией. И, конечно же, мне очень помог тот факт, что ко мне присоединился очень сильный коллега – Жумабек Мамутов. Открою вам секрет – 22 декабря 2016 года я была назначена Председателем этого банка. До нового года оставалось восемь дней, и я сразу начала думать, с кем бы хотела работать и развивать этот банк. Я прекрасно понимаю, что один человек не может быть силен во всех областях. Имея навыки управления командой, скоростью принятия решений, способностью вникать в детали, мне очень хотелось видеть рядом с собой равного партнера. Прошло буквально три дня, мы познакомились с Жумабеком, и начался процесс переговоров. Я стала понимать, что именно в таком виде надо формировать команду.
Kassa Nova Жумабек, как вам работается в Kassa Nova?
Жумабек:Когда мы обсуждали с Шолпан планируемую работу, я понял, что вместе мы можем создать что-то особенное, интересное для клиента. Увидел, что смогу запустить большую часть своих проектов. В принципе это то, что делают все, но немного по-другому – с уникальными преимуществами, которые присуще только банку Kassa Nova.
И все-таки, что лучше: быть зампредом или управляющим в большом банке или главой маленького?
Шолпан:Это две совершенно разные работы. В большом банке ты затрачиваешь определенные силы на встречи с клиентами и бизнес-процессы. При этом больший результат достигается при меньших трудозатратах. Здесь все иначе, здесь я чувствую себя как играющий тренер. Ты должен провести больше встреч, потому что ты понимаешь – маленький банк, меньше размеры, меньший маркетинговый бюджет… В крупном банке достаточно упаковать, запустить продукт, и ты знаешь – все пойдет. Здесь же приходится искать своего клиента и маркетовать все до деталей. Конечно же, есть плюсы – маленькую машину гораздо легче разогнать, и при этом легче ее остановить. В большом банке не так: огромный банк может закрыться, но люди туда будут идти еще год по инерции. Это мое мнение, основанное на 13-летнем опыте в крупных банках, и вот уже почти год в маленьком. Может быть, Жумабек другого мнения…
Жумабек:Знаете, тяжело ответить, что лучше. И то и другое определенно большая ответственность перед акционером. Для меня больше имеет значение, что я могу сделать или создать что-то интересное, новое для банковского сектора. Я понимал тогда и сейчас, что рынок диктует такие условия для небольших игроков, при которых, надо бежать в разы быстрее, чтобы быть конкурентными. И этот вызов я решил осилить. Хочу заметить – несмотря на то, что мы небольшие, амбиции Kassa Nova смотрят в сторону именно больших банков. Может быть, мы и не будем большими по активам, но мы можем быть большими по количеству клиентов. Сейчас определение лучшего банка диктует рынок – и это не размер самого банка, а выбор клиента.
Если сравнить с кризисом 2008 года, как себя чувствует банковский сектор сейчас?
Шолпан:Наверное, это больше личный вопрос. Тот кризис я не успела прочувствовать, может быть, ввиду недостаточного опыта работы или не той занимаемой должности. В те годы я была директором Алматинского областного филиала АТФ. Помню, что нам приходилось «тушить только локальные пожары». Сейчас ситуация не то, чтобы улучшилась, но весь предпринимательский сектор адаптируется. Закон ужесточился больше в пользу клиентов. Соответственно, кредитуют более консервативно.
Жумабек:Сейчас на рынке наблюдается кризис долгосрочной ликвидности. Длинных денег в банках нет, и ставки достаточно высокие. Мы понимаем, что они давят на кредитный продукт, сокращают выдачи и замедляют некоторые экономические процессы. В таких условиях надо очень постараться, чтобы не только сохранить, но и нарастить доходность бизнеса. Я думаю, само слово «кризис» уже не пугает. После первого кризиса все последующее можно считать новой реальностью.
Ваш тандем топ-менеджеров сложился – что удалось достичь?
Шолпан:2016 год для банка был единственным непоказательным годом за все восемь лет существования. И, конечно же, на таких падающих цифрах было страшно начинать. Мы планировали, что наши активы к концу года достигнут 100 млрд тенге, а они у нас достигли 122 млрд. У нас в этом году был рост кредитного портфеля больше, чем за все годы существования банка. В этом году для себя мы выявили очень точную модель того, кого мы кредитуем и по какой цене. То есть мы точно не работаем с корпоративным бизнесом, также мы не кредитуем клиентов на сумму более 300 млн тенге. Если мы финансируем наших клиентов, то только в тенге – для избегания эффекта бумеранга, когда при девальвации клиенты имеют только тенговую выручку и страдают от этого. Касается это не только кредитов, но и депозитов: мы не привлекаем крупных депозитов, чтобы исключить волатильность. С учетом всех этих факторов, наш портфель вырос в два раза. Конечно, мы хотим заработать еще больше, но при этом качественно.
По поводу операций онлайн. Означает ли это, что вы будете сокращать филиальную сеть со временем?
Шолпан:Мы точно не будем ее увеличивать. У нас по Казахстану 20 отделений, все они имеют внутренний и внешний интерьер, который соответствует нашей стратегии. У нас есть такие мобильные точки как My Kassa. Как говорил Билл Гейтс, банковские услуги будут нужны, а сами банки – нет. Поэтому сейчас отсутствие нашей филиальной сети рассматриваем больше как плюс. Мы создаем отделения и размещаем их в крупных торговых центрах. Эти «островки» – мобильные точки продаж, мы планируем увеличить до 100 штук по всему Казахстану.
Kassa Nova Кто ваша целевая аудитория?
Жумабек:Наш клиент – это человек, который чаще всего заказывает услуги онлайн. По возрасту мы не ограничиваемся – больше смотрим на поведение потребителя. Мы делаем все для того, чтобы нас выбирали клиенты, которые умеют считать свою выгоду. Например, помимо 14% в год по депозиту, мы разработали новый продукт на рынке, благодаря которому к существующему депозиту можно получать еще больше. Если вам понадобятся какие-то деньги с депозита, снимая их, вы не потеряете вознаграждение по ним – то есть сохраняете и зарабатываете. На самом деле, это то, чем наш банк сейчас может гордиться.
Можно ли сказать, что вы создаете некую экосистему, формируя вокруг нее клиентов?
Жумабек:Однозначно. Банк развивается тогда, когда его клиенты развиваются. Если банк сможет обеспечить этот набор услуг в рамках одной системы, то клиент останется с банком. Это создает лояльность клиента и его сохранение в нашем портфеле.
Шолпан:Мы выбрали стратегию, которая одновременно в своем развитии увеличивает и клиентскую базу, и сразу наращивает партнеров. Благодаря этому мы и выигрываем.
Вопрос по поводу прироста кредитного портфеля – какие продукты стали драйверами?
Жумабек:Драйвером роста сейчас является беззалоговое кредитование. Нам удалось предложить интересные условия по продукту с массой привилегий. Это, конечно, влияет на доходность ссудного портфеля, что нам и нужно. Был рост и по другим продуктам. При этом стратегическим приоритетом для нас являются кредитные карты. Наши продажи по ним уже увеличились в пять раз. Дальше будем расти в таком же темпе весь 2018 год.
Шолпан:Также в этом году мы взяли займ ЕБРР для малого бизнеса. Очень хороший показатель для банка – пройти комплаенс, пройти их кредитный комитет, что своего рода является имиджевым проектом. Мы подписали соглашение на 3,6 млрд в тенге на кредитование МСБ.
Продолжится ли банковский кризис в следующем году?
Шолпан:Я думаю, следующий год будет примерно таким же. Потребительское кредитование покажет рост, а кредитование корпоративного бизнеса вряд ли.
Kassa Nova На чем должны сосредоточиться банкиры сегодня?
Шолпан:На сервисе – чтобы это было выгодно для клиента и рентабельно для банка.
Жумабек:Сервис – это уже продукт, который нужно продавать, и он будет очень «доходным». С точки зрения развития, особо перспективным является продвижение продуктов и услуг в онлайн.
Шолпан:Это вопрос цена-качество. Клиенты не хотят переплачивать – мы не хотим иметь дорогую инфраструктуру. Мы хотим развивать банк-бутик, в который клиенты приходили бы за консультацией, побеседовать или просто попить кофе. А все услуги они могут получить через мобильное приложение MY Kassa.
Шолпан, Vintage не мог оставить незамеченным, что вы одна из немногих казахстанских банкиров, кто ведет свой «живой» аккаунт в социальных сетях…
Шолпан:На своей странице в Facebook я обычно анонсирую информацию о нашем банке, актуальные новости. Кроме того, освещаю какие-либо ивенты, происходящие в нашей стране. И третье, чем я делюсь – это благотворительность. Вопрос очень тонкий, но все же думаю, если есть возможность привлечь внимание заинтересованных друзей из социальных сетей к проблеме человека, я постараюсь это сделать. Общаюсь в Facebook и со своими друзьями, которые находятся в разных странах. Сегодня все сжалось – время, расстояние… Мне муж по вечерам говорит: «пофэйсбучим», он знает, как для меня важно посмотреть, что происходит в соц.сетях. Хотя с другой стороны я не сторонница того, как некоторые люди на каждую новость пишут посты или целые обзоры. Всегда удивляюсь, откуда у них столько времени?!
Kassa Nova По материалам www.prodengi.kz Фотограф: Елена Сорокина