Каково это – удерживать интерес публики и оставаться актуальными более двух десятков лет? И как найти баланс в творчестве и финансах? Об этом и многом другом в нашем интервью с художественным руководителем арт-балета Session Муратом Алиякпаровым
Расскажите о коллективе, как появился и чем отличается от других?
– Появились мы давно, арт-балету Session уже 22 года. Чем отличаемся? Ну, наверное, самое главное, что я бы отметил – профессионализм, креативность. Мы стараемся быть не похожими на других и идти в ногу со временем.
Что изменилось спустя 22 года?
– Начнем с того, что мы коммерческий балет, в полном понимании этого слова. От государства поддержки не имеем, именно поэтому должны чувствовать дух времени, понимать, что интересно народу. Если мы будем делать только то, что нам нравится, встанет вопрос – а будет ли это продаваться? В этом случае государственным театральным группам, наверное, полегче – можно делать то, что интересно. Но, естественно, я делаю и то, что хочу в своем творчестве. Редко бывают заказы, которые прям поперек себя выполняем.
Самый необычный feedback от зрителей в истории арт-балета Session…
– За 22 года их скопилось много. 10 лет назад у нас был номер с белым полотном под названием «Рождение»… Мы выступали на банкете, и людям так понравилось, что они начали подходить и кидать в это полотно 10-тысячные купюры.
Сколько человек в команде и хватает ли им заработка? Или приходится еще чем-то заниматься?
– Основной состав из восьми человек: шесть девушек и двое парней, и я его придерживаюсь все эти годы. Если какой-то проект требует расширения, то, естественно, проводим кастинг и добираем. У каждого танцора имеется минимальная зарплата плюс процент от доходов и объема. Так что даже если у балета нет работы, минимальную зарплату все равно получают все. Но, слава богу, работа есть всегда!
Каков возраст участников?
– Самому младшему участнику 17 лет, старшему – 36. Я сам танцевал до 40 лет, пока здоровье позволяло. Супруге моей вон 40 лет, и то она нет-нет да подтанцовывает. Я – постановщик, она – хореограф.
Есть ли такие номера, которые вы хотели поставить, но чувствуете, что публика еще не готова воспринять?
– У нас были номера, которые мы делали и которые сейчас уже не работают, публика их не воспринимает. С 90-х годов, во времена так называемой «сексуальной революции», у нас были номера более откровенные. Сейчас все больше закрытые образы, потому что нет потребности в этом, а раньше мы в стрингах танцевали и это было нормально. Сегодня более ценят зрелищность, то есть иногда достаточно просто выйти в нетривиальных костюмах, и этого будет достаточно.
Сколько надо вкладывать в костюмы, чтобы они были действительно зрелищными?
– Все зависит от политики руководства. Существуют балеты, которые не зацикливаются на этом: два прихлопа, три притопа в хореографии плюс яркие украшения – и все. Мы же, в меру того, что у нас есть имя и уровень, естественно, вкладываемся в костюмы. У нас имеется бюджет, который идет на эту статью расходов.
Как вообще распределятся бюджет и хватает ли его на «хлеб с маслом»?
– Я не могу сказать, что мы на лимузинах ездим, но живем нормально. Я люблю Алматы, хотя мы родом из Караганды, но здесь уже 10 лет живем. А когда-то мы с супругой жили и работали за границей вместе с балетом. Потом вернулись, решили родить, как-то приземлиться и поездить по Казахстану. А еще мы с московским цирком гастролировали по нашей стране. Но для меня Алматы – единственный город, дающий человеку развиваться и реализовываться и творчески, и финансово.
Работали ли вы с отечественными звездами?
– В 2014 году мы делали сольный концерт, куда приглашали звезд, в том числе Парвиза Назарова, Жамилю Серкебаеву… Она потом давала концерт, в котором мы тоже принимали участие. С Маратом Бейсенгалиевым сотрудничаем вот уже лет пять, делаем большие концерты. C Алишером Каримовым, Нурланом Абдуллиным выступали тоже.
Поделитесь чем-нибудь необычным из гастрольной жизни арт-балета?
– Мы образовались в 1997 году в Китае, в составе другого балета. Но, увы, не удалось с руководством найти общего языка, и мы решили создать свой балет. Лет пять-шесть мы все время находились в разъездах: то в Турции три года, затем – в Китае и России, работали и здесь. Самыми хорошими, лично для меня, были гастроли трехгодичной давности, когда нас пригласил Санкт-Петербургский мюзик-холл, и мы его представляли на пароме, ходившего по Балтийскому морю: Питер, Таллин, Стокгольм. Публика была, в основном, европейская, а нас официально представляли, как «специального гостя Санкт-Петербургского мюзик-холла шоу-балет Session из Казахстана». Но многие думали, что мы из Нью-Йорка, а про Казахстан даже ничего не знали. Конечно, немного обидно, что о нашей стране так мало знают…
Но именно благодаря таким выступлениями о нас узнают чуть больше. Каковы ваши ближайшие планы и где можно увидеть выступления балета, помимо закрытых мероприятий?
– Мы выступаем по пятницам и субботам в развлекательном комплексе METRO. Сейчас заканчиваем работу над новым этно-шоу с рабочим названием «Духи предков». Всех секретов раскрывать не буду, но могу сказать, что мы пытаемся копнуть вглубь веков, в эпоху начала сакской цивилизации и даже еще дальше!
Текст: Андрей Нестеров
Фото: арт-балет Session