В прошлых выпусках мы говорили об именах и праздновании священного обряда «Қырқынан шығару» («40 дней ребенку»). В этот раз я решила затронуть этапы становления детей: углубиться в первый большой праздник малыша – «Тұсаукесер», а также напомнить об уникальности системы казахского традиционного воспитания, приведя в пример пословицы и поговорки.

 

Итак, перед праздником «Тұсаукесер», когда кроха сделает первые шаги, казахи проводили обряд «Бауырынын табақ өткізу» (прямой перевод: «обвести блюдом вокруг талии»). Примерно около полугода малыш начинает сидеть и уже учится ползать. Хотя данный праздник и не отмечается в народе так широко, как первый день рождения младенца (многие даже не знают об этой традиции), мы можем собраться и устроить пир в теплом семейном кругу. Все, что надо сделать, – приготовить праздничный ужин, собрать близких родственников и обвести приготовленной едой вокруг талии малыша, стоящего в это время на четвереньках.

Тем самым мы мысленно укрепляем поясничный отдел позвоночника ребенка, чтобы он быстрее начал ползать. Данную процедуру или разрезание пут в обряде «Тұсаукесер» проводит какой-нибудь знатный человек или тот, с которого впоследствии ваш малыш мог бы брать пример или был похож. Иногда спокойного и уравновешенного взрослого выбирают для ребенка-егозы, чтобы он угомонился и немного сбавил свой детский пыл. Зато чересчур спокойному чаду разрезал бы путы энергичный взрослый, чтобы малыш стал активнее. Потом праздничный ужин подается на стол, и семья отмечает первые осознанные движения карапуза.

Тұсаукесер

В 1 год проводят обряд «Тұсаукесер» («Разрезание пут»), отмечая первые шаги малыша. Пожалуй, этот праздник будет одним из самых ярких в течение двух ближайших лет. Следующий значимый, но относительно молодой обряд-праздник «Тіл ашар» (прямой перевод: «раскрытие языка») будет отмечаться только в 6–7 лет, когда ребенок пойдет в школу, правда, семьям мальчиков до этого предстоит провести «Сүндет той». В былые времена «Сүндет той» отмечали в 5–7 лет, а сейчас передвинули на более ранний возраст.

Обряд «Тұсаукесер» проводят для укрепления первых шагов ребенка. Малышу завязывают ножки и проводят веревкой между ногами в области щиколоток, дабы разрезать путы. Существует три вида обвязывания ножек малыша: черно-белой веревкой, зеленью и бараньими кишками. В каждой обвязке есть сакральный смысл.

Тұсаукесер

Священный смысл черно-белой веревки скрывается в осознании дуальности нашего мира: надо признать, что у света есть тьма, у дня – ночь; существуют верность и предательство, жизнь и смерть – иными словами, две противоположности светлого и темного цвета: инь и ян. Таким образом, цель человеческого существования – это баланс и гармония противоположностей. Также казахи говорят: «Біреудің ала жібін аттама», что значит: «Не вреди кому-либо; не воруй чужое» (в прямом переводе: «Не перешагивай чужую веревку»). Так, разрезание черно-белой веревки означает шаг к честной, добросовестной и справедливой жизни. В книге Айыпа Нусипокасулы «Тал бесіктен жер бесікке дейін» путы из зелени желают малышу здоровое потомство, которое будет расти и процветать. А жирные бараньи кишки в качестве веревки означают спокойные первые шаги, богатство, благополучие и плодотворную жизнь.

В разных уголках нашей страны обряд «Тұсаукесер» проводят по-своему, так сказать, с региональным уклоном. Но всем нам желательно помнить: мы следуем традициям не потому, что в этом есть что-то пророческое, а лишь потому, что обязаны чтить древние обычаи. Важно найти баланс в дошедших до нас словах предков и в здравом смысле реалий современного мира. Так, например, многие не позволяют разрезать путы ножницами, пророча ребенку противоречивое будущее; иные, наоборот, покупают новые ножницы, дабы оставить в памяти у родителей этот день, так как нож дарить нельзя.

Тұсаукесер

Одни люди просят аксакалов и знатных пожилых людей разрезать путы, чтобы ребенок прожил долгую жизнь среди внуков и правнуков, другие же говорят, что лучше всего эту почетную миссию доверить не пожилым, а оказать честь молодым и энергичным людям – так малыш быстрее пойдет. Кто-то считает, что мальчикам должны разрезать путы мужчины, а девочкам – женщины. А многие родители, вовсе не заморачиваясь по этому поводу, просто выбирают знатного человека.

Наша семья следует данной традиции: девочкам мы выбирали положительную по всем статьям женщину – образец для подражания. Но если бы рядом стоял Елбасы, то я, не задумываясь, попросила бы его разрезать путы моей дочери. Различные региональные и семейные особенности обряда «Тұсаукесер» имеют место быть, но в пределах разумного.

Тұсаукесер

В 3 года малышей начинают «делить» на девочек и мальчиков. Говоря современным языком, происходит гендерное самоопределение личности: проводятся обряды «Атқа мiнгiзу» («Мальчика впервые сажают на коня») и «Сырға тағу» («Девочке надевают серьги»).

В 5–7 лет или чуть раньше для сыновей в казахских семьях проводят обряд «Сүндет той» – мальчик посвящается в «мужчину»; а суть церемонии «Тұлым қою» для девочки заключается в том, что теперь она начинает отращивать косу, в ней воспитывают девичьи качества и приобщают к самостоятельности.

С 7 до 12 лет дети получают основное воспитание. Хочу отметить, что до 7 лет, в детский период, маленьким казахам разрешается всё. Ученый К. Ж. Кожахметова отмечает: «Семилетний период являлся началом лунного цикла, и доказательством тому служат пословицы: «Жетi жасқа дейiн балада ақыл болмайды» («До семи лет ума нет»), «Жетi жаска дейiн бала көбiк» («До семи лет ребенок – пена»), «Балаға акыл жетi жастан кейiн кiредi» («Ребенок становится разумным после семи лет»)». Но именно в этом возрасте ваше чадо уже становится частью общества и начинает осознавать свою ответственность за будущее семьи и страны. Вот на данном этапе за его воспитание берутся учителя.

Тұсаукесер

Будущее любой страны зависит от того, какими вырастут дети. Поэтому их воспитание и образование – главная цель семьи и школы. Президент Н. А. Назарбаев также уделяет огромное внимание становлению личности будущих строителей нового Казахстана, подчеркивает важность роли учителей, подкрепляя мысль словами великого Абая: «Все лучшее в человеке – от учителя». Выдающийся казахский педагог Ибрай Алтынсарин также считал, что правильное воспитание учителем – залог здорового общества. В рассказе «Садовые деревья» в «Киргизской хрестоматии», изданной в конце ХIХ века, он писал: «Результат хорошего ухода – прямо растущее дерево, плохой уход – кривое дерево».

Наши предки-кочевники считали, что взросление начинается с 13 лет. Именно в этот период подростки изучают традиции, обычаи своего народа, приобретают разнообразные необходимые умения – словом, получают знания и готовятся к самостоятельной жизни. Это подтверждает пословица «Он үште – отау иесі» («В 13 лет – хозяин семейства»).

Наши современники, соблюдающие древние казахские традиции, замечают, что этнические обряды, учитывающие биологические и физиологические изменения малыша, развивают его витальные особенности, что впоследствии влияет на духовное формирование личности ребенка, формирует мировоззрение, а также ментальные и духовно-нравственные качества индивида.

Исходя из сказанного, делаю вывод о высоком уровне, самодостаточности, актуальности и востребованности тюркской культуры в современном обществе. Особенно это касается воспитания подрастающего поколения кочевниками-степняками, их древних обрядов и традиций, охватывающих личностное, семейное, социальное, духовно-нравственное и трудовое воспитание. Всё это прослеживаются в фольклоре, поэтому в качестве доказательства приведу некоторые казахские пословицы и поговорки.

 

Пословицы и поговорки в традиционной системе воспитания казахов 

 

Сфера воспитания Пословицы Пословицы
1 2 3
Воспитание личности

Қадірлі кісі қартаймайды;

Жаман арба жол бузар,
Жаман адам ел бұзар;

Жақсыға жаман тең келмес, көтергенмен кеудесін;

Жамандық жасырылмас;

Ата балаға сыншы;

Пәлелі жерді баспа, бассаң саспа;

Асыл адам аз сөлеп, көп тыңдайды;

Пәле түбі жұт,
Ұрлық түбі қорлық;

 

  Жақсыға жанас, жаманан адас; Сұқ семірмес, ұры байымас.
Семейное воспитание Жаман бала ата-анасын қинайды,
Баланың жақсысы анасын сыйлайды;Әдепті бала – арлы бала,
Әдепсіз бала – сорлы бала;Ата-ананы сыйлаған көп жасар,
Сыйламаған жан қинар;
Ұлының санасы болса,
Елдің ағасы болар;Атадан жақсы ұл туса,
Елінің зоры болады.
Атадан жаман ұл туса,
Адам біткеннің қоры болады.
Общественное воспитание Елін сатып асаған,
Екі-ақ күн жасаған;Елге дұшпан жерге сыймас,
Жерге дұшпан елге сыймас;Ел қадірін білмеге – занталақ,
Көл қадірін білмеген – даудақ;

Халықтан аспа, жамандыққа баспа;

Көп білсеңде, көптен артық білмейсің;

Әдепті бала арлы бала,
Әдепсіз бала сорлы бала;

Трудовое воспитание Еңбекқордың ерні майлы,
Жалқаудың басы қаңғы;Еңбегі аздың өнбегі аз;Еңбектен қашқан дөңбекке жолығар;
Еңбек ерлікке жеткізер,
Ерлік елдікке жеткізер;Еңбек етсең ерінбей,
Тойады қарның тіленбей.
Духовно- нравственное воспитание

Құдай малыңды алсады, пейіліңді алмасын;

Бекерде бекер жатқаннан Тәңір безер;

Құдай да бергенге береді;

Адамға Алла береді,
Адамның ниетіне қарай береді;Құдайға сенген құстай ұшады,
Адамға сенген мұрттай ұшады.

Тұсаукесер

Когда я вижу, что наш народ не просто изучает национальные обряды, но и находит им применение в обычной жизни, черпая многовековую мудрость из пословиц, посвященных детям, думаю о том, как повезло казахам, получившим в наследство от предков-кочевников бесценный дар – всестороннюю систему воспитания подрастающего поколения, проверенную веками. Нам только надо не потерять его и правильно воспользоваться этим великим подарком!

Тұсау кесу. Тұсау кесу салт дәстүрі туралы толық ақпарат. – 2015 //https://surak.baribar.kz/570206/

Кунанбаев Абай. Избранное. – М.: Художественная литература, 1981. – 185 с.

Тажибаев Т. Т. Педагогическая мысль в Казахстане во второй половине ХIХ в. – Алма-Ата, 1969. – С. 60.

Кожахметова К. Ж. Особенности этнокультурного развития ребенка в традиционной системе воспитания казахов. – Алматы, 2012. //http://www.rusnauka.com/14_ENXXI_2012/Pedagogica/2_110538.doc.htm.

Курбаналиева М.К. Психолого-педагогическое сопровождение воспитанников с делинквентным поведением в закрытых учреждениях. – дис. … док. психол. наук. – Алматы, 2016. – 207 стр.

Фото: @mido_kmk

Текст: Мадина Курбаналиева