Созданные более полувека назад фильмы Мэрилин Монро по-прежнему привлекают зрителей. Причина и в удивительном магнетизме девушки с платиновыми волосами, ставшей секс-символом Америки, и в вечно актуальных сюжетах о любви.
Карьера будущей легенды началась в 1947, и насчитывает около 30 лент. Титры драмы «Опасные годы», в котором мелькнула старлетка, даже не содержали её имени. В полную фильмографию ряд источников включает кинокартину «Скандальная мисс Пилгрим», но скорее всего от крошечной роли в финальном варианте остался лишь голос телефонистки за кадром.
Эпизодическое появление в «Скудда-у! Скудда-эй!», «Зелёная трава Вайоминга» было замечено публикой. Кинокомпания «Коламбия Пикчерс» в 1948 году вряд ли представляла, что главная роль в романтическом мюзикле Фила Карлсона «Леди из хора» приведёт хорошенькую блондинку к сногсшибательной славе и определит основное амплуа немного наивной девушки. По сюжету парень из высшего общества влюблён в восходящую звезду бурлеска, но на пути женитьбы стоит классовое неравенство.
К 1950 на её счету участие в кинолентах “Огненный шар”, “Билет в Томагавк”, а творческим прорывом стали фильмы Мэрилин Монро «Асфальтовые джунгли» и «Всё о Еве». Воротилы студии 20-th Century Fox почувствовали потенциальную прибыль, и заключили с начинающей актрисой поистине кабальный для неё 7-летний контракт. Разнообразием роли не отличались, а гонорары назначались иногда даже меньше, чем гримёршам.
Однако в дальнейшем именно фильмы Мэрилин Монро, относящиеся к жанру музыкальной комедии, принесли ей головокружительную популярность. Она блистает в них внешностью и вокалом с сексуальными нотками, а её партнёрами становятся знаменитости того времени. В мюзикле «Джентльмены предпочитают блондинок» (1953) Ховарда Хоукса она составляет контрастную пару эффектной брюнетке Джейн Рассел. По фабуле это соответственно мечтающая о свадьбе с сыном богача Лорелея и её коллега по шоу Дороти. Отец жениха нанимает частного детектива, чтобы уличить белокурую красотку в корыстных мотивах.
Тогда же выходит комедия «Как выйти замуж за миллионера» Жана Негулеско, где три прелестницы борются за сердце и состояние толстосума в исполнении Уильяма Пауэлла. 1954 ознаменован легкомысленным мюзиклом Уолтера Лэнга «Нет такого бизнеса, как шоу-бизнес» и классическим вестерном «Река не течёт вспять». «Зуд седьмого года» (1955) вновь эксплуатирует образ недалёкой блондинки. Уставший от хлопот семейной жизни скромный книгоиздатель грезит о слишком непосредственной, но очень сексапильной соседке. Поистине гениальной режиссёрской находкой Билли Уайдлера стал момент игры потока воздуха с плиссированным подолом платья.
Впрочем, Монро старается доказать, что способна на большее. В драме «Автобусная остановка» (1956) она играет певицу придорожного кафе, убегающую от навязчивого грубого поклонника (Дон Мюррей). В американо-британском творении «Принц и танцовщица» (1957) очередной именитый партнёр Лоуренс Оливье. Он же занял кресло режиссёра на съёмках истории увлечения принца-регента очаровательной актрисой кабаре.
Киноленту «Некоторые любят погорячее» (1959, на советском телевидении – «В джазе только девушки») снял Билли Уайлдер. Американский институт кино и корпорация ВВС назвали фильм лучшей комедией за всю историю кинематографа. Солистка джаз-оркестра Дана по прозвищу «Душечка» надеется найти во Флориде богатого кавалера, но в коллектив, переодевшись в женские наряды, проникают скрывающиеся от мафиози мужчины (Тони Кёртис, Джек Леммон), и рушат все планы. Коллегой по картине «Займёмся любовью» (1960) режиссёра Джорджа Кьюкора был французский шансонье Ив Монтан. Она снова предстала в привычном амплуа, а европейский супер-стар отлично сыграл миллиардера, притворяющегося бедным актёром.
Любителям серьёзного кино понравятся фильмы Мэрилин Монро жанров нуар и драма. Именно в них заметно её умение выразить эмоции взглядом и жестами. Пощекочет нервы «Ниагара»(1953) Генри Хэтэуэя. Встреча двух супружеских пар у знаменитого водопада вовлекает в пучину страстей, и приводит к неожиданной развязке.
Блистательный актёрский состав: обворожительная ММ, Кларк Гейбл, Монтгомери Клифт украсил работу Джона Хьюстона «Неприкаянные» (1961) по сценарию Артура Миллера. Легендарная блондинка сыграла в нём женщину, готовящуюся к тяжёлому разводу. Звезда, неоднократно прошедшая через эту процедуру в реальности, вероятно, приоткрыла зрителям часть собственной израненной души и не проходящую боль от предательств.
Грустная история Нормы Джин Мортенсон, девочки, выросшей в приёмных семьях и вопреки всему добившейся славы, не увенчалась типичным голливудским хэппи-эндом. 05.08.1962 было обнаружено её тело, и эта смерть породила массу версий. Киноленту Джорджа Кьюкора с пророческим названием «Что-то должно случиться» не закончили, а позже и вовсе пересняли с привлечением другой команды. На память о себе легендарная женщина оставила всему миру чёрно-белые и цветные кадры, как подтверждение печальной истины о том, что для счастья мало родиться красивой.
Фото: Архивы пресс-служб
Vintage