Почетной гостьей заключительного декабрьского выпуска журнала Vintage стала Жания Аубакирова. Выдающийся музыкант, первая пианистка страны, обладатель престижных международных и государственных наград, народная артистка Казахстана – сложно перечесть все регалии Жании Яхияевны. Все они говорят о несомненном музыкальном таланте, невероятной трудоспособности и любви к творчеству
V: Жания Яхияевна, поздравляем вас с 30-летием творческой деятельности. Можете выделить самое яркое событие на таком серьезном пути?
– Мне кажется, что все последние 30 лет происходили яркие события, не так просто выделить одно из них… Я сыграла множество интересных концертов по всему миру. Мне удалось организовать новую школу, которая впоследствии стала авторской – один из первых проектов частного образования в нашей стране. Неожиданно для меня, мне предложили возглавить консерваторию, которой через несколько лет, благодаря моим усилиям, был присвоен высокий национальный статус в числе девяти главных вузов страны. Не так много в мире руководителей, которые, получив признание на международном уровне, хороший старт артистической карьеры, согласились бы «взвалить» на себя такой груз ответственности, какой существует в области образования, в деле воспитания молодежи, получения ею высшего музыкального уровня. Не говоря о том, что означает и несет с собой просветительство, распространение в обществе настоящих духовных ценностей, активная социальная и гуманитарная позиция.
За эти годы мне пришлось заниматься такими видами деятельности, о которых я даже не то, что мечтать, даже представлять не могла. Например, в 2000 году мне удалось получить для консерватории дополнительный корпус рядом с основным, о котором, оказывается, мечтали все предыдущие ректоры. Не могла даже думать, но смогла построить новый концертный зал с редкой по качеству акустикой и атмосферой. И вместе со всем этим, меня все эти годы сопровождали ежедневные многочасовые занятия на рояле, подготовка к концертам, съемки, интервью, перелеты, отели и так далее. И тогда в самых разных сферах было столько событий, что какой год ни начнешь вспоминать, то вырастает целая цепь ярких и значимых воспоминаний.
V: Почему вы выбрали именно музыкальную стезю? Были ли трудные моменты, когда хотелось отказаться от этого направления и какую роль сыграла семья в вашем становлении?
– Я из семьи экономистов, филологов, врачей, финансистов, то есть музыкантов в нашем окружении никогда не было. Моя мама была очень музыкальной и артистичной от природы. Ей очень хотелось, чтобы дети также узнали этот прекрасный мир музыки, и поэтому мы все учились в самой лучшей музыкальной школе им. К. Байсеитовой. Бывали в процессе учебы и, впоследствии в профессии разные моменты (как и у всех), но всегда я получала моральную поддержку и от родителей, и уже во взрослой жизни – от членов своей семьи, мужа, детей. В последнее время получаю много радостных эмоций от общения с братом, сестрой, их семьями, от их поддержки на моих концертах в стране и за рубежом… Это не так часто бывает в семьях музыкантов. Это редкое счастье!
V: Вы стали Народной артисткой Республики Казахстан в 34 года. Что вы почувствовали, когда получили признание и какие из наград и званий вам особенно дороги?
– Я иногда задавалась этим вопросом сама – как же я отношусь к наградам, насколько это важно для меня? Особенно, когда я видела, как мои коллеги иногда чрезмерно эмоционально переживают из-за недополученных вовремя наград, премий, того или иного признания… Мне, конечно, легко рассуждать – государство и общество награждало меня бесконечно как казахстанское, так и международное. Я никогда не думала, что у меня могут быть награды от Правительства Франции, от Президента Польши, российские награды. В прошлом году меня признали «выдающимся профессором» Кемён университета в Южной Корее, которое дает мне право посещать этот университет с мастер-классами, концертами столько, сколько позволяет мне мой график, и мне гарантируется авиаперелет, отель и гонорар. Конечно, я отношусь к наградам как к чему-то приятному, греющему душу, но, на самом деле, не такому важному.
И я никогда не стремилась получать какие-то звания, знаки отличия, не делала никаких личных усилий, чтобы добиваться признания. Только в молодости, когда стремление к победам на международных конкурсах было частью нашего образовательного процесса в Московской консерватории, я, как и все, напряженно готовилась, учила сложные программы, участвовала в нескольких международных конкурсах, но, в основном, для того, чтобы добиться лучшего качества игры на рояле. Мне кажется, это правильная позиция – когда, прежде всего, добиваешься успеха в деле, а награды – это как следствие правильных установок внутри себя. Хотя известно, что в последние десятилетия награды стали выдаваться на коммерческой основе. «Коммерсанты» поняли, что можно заработать на неизбывном чувстве значимости человека, желании выделиться, быть исключительным хотя бы в чем-нибудь… Отсюда бесконечные «персоны», «личности», «человеки» года, столетия, тысячелетия и так далее.
V: Спустя три года после получения «народного» звания вы открыли собственную авторскую школу. Это действительно прекрасное заведение, а с какими трудностями вы столкнулись в его становлении?
– Трудности все забылись, и кажется, что школа была всегда. И существует для того, чтобы создавать наилучшие возможности для развития «деток», проводить интересные образовательные эксперименты, радовать всех успехами педагогов и учеников. Когда школе четверть века, тогда меняется масштаб восприятия – все ощущается более спокойно и в рабочем порядке. Сейчас у меня готовится к выходу книга, и я там описываю первые годы жизни школы – это было довольно экстремально. Вообще, со временем, поняла, что все, что я делала и понимала в начале образовательной деятельности, происходило с долей неуверенности и сомнений, а за эти десятилетия эта же самая работа, те же идеи и принципы приобрели уверенность, крепость и убежденность в правильности направления…
Также могу сказать, я в молодости и не мечтала о том, у меня могут быть образовательные или творческие проекты, которые будут инициироваться и реализовываться самостоятельно, и при поддержке спонсоров. В самых смелых мечтах я не могла представить, что наши ученики будут обучаться в самых разных учреждениях по всему миру и по разным специальностям, а студенты консерватории выступать в самых лучших залах планеты… Все события жизни образовывались, благодаря тому, что изменилась наша реальность, появился класс бизнес-людей, они стали отзываться на поддержку искусства и образования, у нас стали расширяться границы возможностей, проявляться большая креативность, инициатива.
V: Вы часто гастролируете, даже в рамках юбилея успели побывать во Франции, Польше, Австрии, Германии… В каком городе вы чувствуете себя комфортнее всего?
– Я очень люблю Париж, Берлин, Варшаву, Москву и так я могу перечислить множество столиц и маленьких городов, стран и континентов, в которых я себя чувствую вполне комфортно. Кроме упомянутых вами стран, я выступала с сольными концертами и в Брюсселе, Швейцарии, Люксембурге, Афинах, Дели, Тэгу, а также в моих любимых регионах – в Караганде, Актобе, Павлодаре, Усть-Каменогорске, Шымкенте. В Алматы и Астане играла разные программы сама и различными составами музыкантов. Но, что действительно невероятно, и может объяснить, почему мои юбилейные мероприятия длятся уже второй год – то, что кроме концертов, еще проводились большие проекты, связанные с самыми разными направлениями музыкальной деятельности – VIII международный конкурс пианистов в Алматы, проект «Самгау» – новое звучание популярных казахских песен, при поддержке Акимата г. Астаны, видео-аудио Антология казахской традиционной музыки, выпуск видеоальбомов концертов из Вены, Люксембурга, авторской книги – все это стало возможно при поддержке КФ Samruk-Kazyna Trust и компании ERG.
Совсем недавно я вернулась из Китая, где в прекраснейшем городе Xiamen сыграла Второй концерт Рахманинова с оркестром филармонии под управлением американского дирижера Дориана Уилсона и дала мастер-классы в их Центральной консерватории. В марте этого года также выступила с сольным концертом и работала со студентами Корнеллского университета и Итака – колледжа в США. Не знаю, как проводят юбилеи другие персоны в Казахстане – я встретила его ударным «коммунистическим» трудом, взаимодействуя со многими странами, континентами, творческими партнерами, менеджерами, промоутерами, издателями, режиссерами, дирижерами. Только за два последних года я провела в командировках, в том числе и служебных, по делам консерватории, более 200 дней…
V: Какую музыку, помимо классики, вы слушаете еще?
– Мне не всегда хватает времени проигрывать свой репертуар, а вы спрашиваете про «слушание» музыки! Конечно, я редко, но слушаю классику, в основном, из производственной необходимости; казахскую традиционную музыку – до сих пор еще нуждающуюся в качественной профессиональной презентации. В последнее время слушала чуть больше популярной эстрадной музыки в связи с проектом «Самгау», познакомилась в работе с нашими известными певцами, композиторами – настоящими профессионалами! Очень довольна общением с ними! В других бесконечно прекрасных мирах музыки я простой любитель…
V: Сегодня Жания Аубакирова – признанный профессионал в своей области, педагог, а какая вы дома, с семьей?
– Дома с семьей – это лучшие и редкие моменты жизни… у таких «сумасшедших», или, скажу помягче, увлеченных работой людей времени на нормальную человеческую жизнь, обычно, не бывает. Может быть сейчас, когда меня освободили от рутинной административной работы, появится больше времени на своих любимых. Хотя, пока еще ничего не изменилось в смысле занятости; и нагрузка, правда, приятная, творческая только увеличилась. Но, надеюсь, что все сбалансируется. Уже внуки подрастают такие сказочные! Семья – это главное в жизни. Мне с ними повезло.
V: Вы прекрасно выглядите и всегда на позитиве. Как вам это удается?
– Мне часто говорят комплименты, особенно, в моменты, когда я напряженно работаю и, естественно, устаю от объема ответственности. Но я давно выработала правило – в самые трудные моменты, требующие энергии, риска, отваги, быстрой реакции, нужно еще стремиться получить удовольствие и делиться с ним со всеми, кто задействован, кто окружает тебя – а это всегда 100-200 человек; если концерт-то от 500 до 3 000 человек. Делиться доброй энергией для меня – удовольствие. Может быть, это как-то объясняет ваше впечатление…
V: Идеальный отдых для вас – это…
– Утро после удачного концерта, проекта. Это самое лучшее самочувствие, когда чувствуешь себя абсолютно новеньким, здоровеньким. В этом преимущества творческого труда – ты много отдаешь и, возможно, столько же получаешь?!
V: Что вы можете пожелать казахстанцам в наступающем 2019-м году?
– Всего того, что в идеале люди знают и хотят, но не всегда, к сожалению, получается. Чтобы желания, хотя бы частично, воплощались в конкретные дела. Я из тех, которые верят, что все зависит только от самого человека…
Благодарю Вас, за уделенное время.
Текст: Андрей Нестеров
Фото: из личного архива Жании Яхияевны