Наш автор встретилась с 38-летним профессором, академическим директором программы MBА бизнес-школы «Сколково», экспертом по лидерскому развитию, кандидатом экономических наук, коучем Андреем Шапенко. Он приехал в наш город, чтобы из первых уст рассказать нашим соотечественникам, представителям бизнес-сферы, о своем опыте – более 10 лет практического опыта, исследований и преподавательской деятельности. Он из тех людей, которые не боятся менять свою жизнь на 180 градусов и пробивать «стеклянные потолки»

После окончания Российского государственного университета нефти и газа им. И.М. Губкина он защитил диссертацию кандидата экономических наук и успешно строил свою карьеру в крупных нефтегазовых компаниях.

«Я занимался стратегией, развитием бизнеса, в принципе зарабатывал неплохие деньги, – делится с нами Андрей. – Однажды, когда мне было уже почти 30 лет, я сидел в красивом офисе в Москве, смотрел в окно, и все вроде было отлично. Но я подумал, что если я сейчас что-то не изменю в своей жизни, то всю жизнь буду работать в России, в Москве и в нефтегазе. Неплохой вариант! – но я решил продолжить учебу в Европе и поступил в бизнес-школу IMD, в тот момент входившую в топ-10 бизнес-школ мира».

За границей увидел бизнес-образование изнутри

Андрей Шапенко
Андрей Шапенко – профессор, академический директор программы MBА бизнес-школы «Сколково», эксперт по лидерскому развитию, кандидат экономических наук, коуч.

Вы решили пробить «стеклянный потолок»?..

Не совсем. Моя карьера, в целом, складывалась неплохо и без степени МВА. Скорее, я хотел посмотреть, что существует за пределами нашей страны и той отрасли, в которой я работал. Причем первый раз, в 2009 году, у меня не получилось поступить. И я начал рефлексировать, мол, я же такой прекрасный, у меня всегда все хорошо, всегда все получалось, всегда был отличником, работал в компаниях, в которых хотел работать… А в этот раз система первый раз дала сбой. И тогда я первый раз пошел к коучу. Я нашел человека, с которым обсудил действительно то, что я хочу в этой жизни, и с удивлением обнаружил, что есть огромная масса вещей, которыми я хочу заниматься, но не занимаюсь… Так в 2008-2009 годах я стал вести тренинги в компании, и в тот период как раз урезали все тренинговые бюджеты и стали искать экспертов среди внутренних ресурсов. Я решился, хотя был в то время жутким интровертом, аналитиком и стратегом, которому гораздо комфортнее было работать с цифрами, а не с людьми. Позже стал вести блог в «Живом журнале» (ЖЖ), который стал весьма популярным как раз в пору расцвета ЖЖ – не микроблогов, как сейчас, а больших лонгридов. Причем я рассказывал не про бизнес, а про путешествия, саморазвитие, красоту этого мира. Вошел в рейтинг топ-100 блогеров на ЖЖ, потом был признан лучшим тренером компании… И когда уже во второй раз поступал в бизнес-школу, то я рассказывал уже не о своей карьере, а обо всем этом… и на этот раз поступил. Там, за границей, я увидел бизнес-образование изнутри, и мне стало интересно поработать в чем-то подобном. По итогам обучения у меня было четыре неплохих оффера, в том числе из Швейцарии и Германии. Казалось бы, мечта сбылась, и я принял первый… но уже спустя несколько месяцев понял, что корпоративная жизнь в спокойной Европе – не моя история, мне было скучно, я решил вернуться в Россию.

Вольницы захотелось?

Да не то что вольницы… Я пришел к мысли, что в Швейцарии все распланировано на 50 лет вперед. И здесь есть простой выбор – либо спокойная ровная жизнь без колоссальных перспектив, либо движение, драйв, риск, большие проекты, возможность что-то изменить. Решил возвращаться, и мои бывшие коллеги были готовы меня взять назад в нефтегаз, но тут я решил попробовать что-то новое. Самостоятельно вышел на бизнес-школу «Сколково», мы понравились друг другу, и наши взаимоотношения продолжаются вот уже шесть лет.

Нет еще такого ощущения, что пора что-то менять?

Нет, ни разу не было, потому что я и так постоянно что-то меняю. Я пришел в бизнес-школу директором программы, занимался ее развитием, спроектировал и построил консалтинговый модуль программы МВА, договорился с компанией «Маккинзи» о партнерстве, потом пришел в исследовательское подразделение, в процессе стал писать бизнес-кейсы с российскими компаниями, выиграл международный конкурс учебных кейсов, стал выступать на различных программах и получать положительную обратную связь от участников… Через несколько лет стал профессором, последний год активно занимаюсь развитием СКОЛКОВО MBA – флагманской программой школы, и здесь у нас каждый день что-то новое, каждые полгода заходит новый класс с удивительно интересными людьми.

За эти годы были провальные проекты?

Провал у меня случился практически сразу, когда я пришел на позицию директора программы Global Executive MBA. Это была первая попытка запустить подобную международную программу для топ-менеджеров. Но это был 2014 год, и с обвалом курса рубля тогда пришлось свернуть большое количество проектов, в том числе и мой – ведь я не смог его «продать» рынку. Несмотря на то, что обстоятельства не совсем от меня зависели, по самолюбию это ударило сильно.

А какой год тогда был прорывным?

Надеюсь, что он еще впереди. Хотя я выиграл, например, международный конкурс EFMD Case Writing Competition 2016, если не ошибаюсь, первый представитель российской бизнес-школы. Мне кажется, это определенный прорыв для российского бизнес-образования. Или, например, совместно с бизнес-школой IMD мы с коллегам запустили программу лидерского развития для топ-руководителей LIFT, подобные проекты IMD делает в партнерстве с российской школой впервые. Участвовал активно в процессе международной аккредитации бизнес-школы. Не знаю, это ежедневная работа, которую делаешь такими маленькими шажками, и суперпрорывное, надеюсь, впереди.

У меня получается влиять на людей

Чему надо учить топ-менеджеров? Вы интересно подаете информацию, четко структурируете в своих блогах.

Это удивительно, но все люди считают, что у меня очень мощный навык структурирования, но по всем тестам и по внутреннему мироощущению я абсолютно другой. У меня на столе бардак, я довольно хаотично мыслю, никогда не планирую свой отпуск, и вот эта вот структурность – это, скорее, приобретенный навык.

Вот вы спросили, чему учить?.. На входе наши студенты говорят, что хотят фундаментальных знаний, практических навыков работы в бизнесе, развития карьеры и т.д. А на выходе на первое место выходит личностная трансформация… Происходит изменение внутреннего мироощущения, потому что масштаб бизнеса и масштаб карьеры зависят от масштаба личности. И тот самый «стеклянный потолок», о котором мы говорили, он во многом обусловлен какими-то внутренними ограничениями. С одной стороны, ведь хороший управленец должен уметь читать финансовую отчетность, строить маркетинговые компании, общаться с людьми, управлять, строить организационные структуры. С другой – уметь взаимодействовать с другими людьми.

Я глубоко убежден, что ничего не произойдет с человеком, если он будет просто сидеть в аудитории и слушать лекции. Надо выстраивать обучение таким образом, чтобы слушатели программы имели возможность взаимодействия в режиме решения реальных задач, только тогда будет получен реальный образовательный опыт, который станет пищей для рефлексии.

Каким должен быть топ-менеджер?

Правильного ответа мы не знаем, потому что все лидеры совершенно разные. Все знают, каким был Стив Джобс, какой Илон Маск, как правило, это люди очень сложные, непростые, и это мы говорим о «топе» – 0,01 %. При этом количество лидеров вокруг колоссальное. Это может быть и в НКО, и в детском саду, и в школе, потому лидер – это человек, который влияет на какое-то небольшое пространство вокруг себя. Лидерство чаще всего происходит в малых группах – пять-семь человек. В этом контексте важно, что лидер должен быть готов создавать для своих последователей ощущение психологической безопасности, принимать их уникальность, мотивировать и толкать на риск и на достижения.

Вы как-то говорили на TEDх, что лидера можно сделать из любого человека. Видео старое, за эти годы мнение изменилось?

Это одна из ключевых дискуссий среди исследователей, и я постоянно эту тему изучаю. Если мы говорим про последние исследования, то ученые говорят, что от 60 до 80% в том, кто мы есть, и, скорее всего, в том, кем мы станем, – это наши гены. Но, с другой стороны, вот эти оставшиеся 20-40% имеют значение, если мы вспомним принцип Парето о том, что 80% вещей делаются за 20% усилий. Поэтому, конечно же, очень важны воспитание, детство, семья, взаимоотношения в семье, но это можно в определенной степени поменять… Мы можем развивать определенные навыки и тем самым влиять на свою личность. Поэтому, конечно же, на мой взгляд, можно. Но для этого нужно помещать себя регулярно в те самые ситуации лидерско-социального взаимодействия. Если сказать совсем просто, то нельзя стать лидером, просто посещая какие-то лекции и тренинги, читая книги. Нельзя же научиться кататься на велосипеде по книжкам, надо просто сесть на велосипед и поехать.

Андрей, вы лидер?

Этот вопрос надо задавать людям, с которыми я работаю.

Это легче всего, попросить других дать вам оценку. А вот вы сами как себя ощущаете?

Мне кажется, что у меня получается влиять на людей. Если мы говорим про лидерство как процесс влияния в первую очередь, то судя по обратной связи студентов, слушателей, думаю, что да. В социальных сетях меня читают несколько тысяч человек, хотя я пишу не очень часто и стараюсь не сотрясать воздух пустыми картинками. Значит, людям важно то, что я говорю. Еще во времена своего блога я сформулировал для себя такую максиму: если хотя бы один человек мне напишет, что ему это было полезно, он что-то сделал иначе и поменял себя или мир вокруг, то я буду уверен в том, что все это было не зря.

Как вы решили заняться образованием других людей? У вас были какие-то комплексы, синдромы, к примеру, того же самозванца или отличника?

Они и сейчас есть. Я всегда был отличником, и мне казалось, что я недостаточно хорош, да и сейчас, мне кажется, тоже. Комплексы никуда не делись – ты учишься с ними жить. Вопрос в другом. На что ты обращаешь внимание? Если ты постоянно думаешь, что ты недостаточно хорош, что тебе нужно подготовиться, получить это образование, опыт, то ничего не произойдет. В какой-то момент ты просто понимаешь, что можно абсолютно все и тебе никто ничего не запрещает. Ты можешь заниматься чем угодно. Хочешь стать профессором – становись профессором, хочешь стать предпринимателем, будь им. Перестаешь по этому поводу переживать и делаешь шаги к своей цели. Главное ведь не скорость, а курс.

Вообще, поражают масштабы истории с синдромом самозванца. Я много работаю с менеджерами и топ-менеджерами, которые приходят к нам на программы, на коучинг, и каждый второй, наверное, так или иначе от этого страдает. Они почему-то думают, что при всех огромных деньгах, позициях и проектах они какие-то «не такие». Что, мол, другие «о-го-го», а я что-то не дотягиваю. И отчасти им нужно просто, чтобы кто-то другой им сказал: ты офигенный, ты очень крутой, ты окей. С другой стороны, очень часто этот внутренний конфликт является тем движком, который заставляет многого добиваться.

В России, в СССР, такого понятия, как коучинг, не было.

Было. Только называлось это наставничеством. Сейчас слово «коуч» стало ругательным, поэтому я его стараюсь не использовать. И мы все понимаем, почему – сейчас каждый второй называет себя коучем личностного роста. Еще одно слово «инфобизнес» – это тоже очень сомнительная история. Мы не занимаемся инфобизнесом, мы занимаемся образованием. И образование – это как раз изменение человека и его базовых установок, представлений о себе, приобретение новых знаний и навыков. Инфобизнес – это зарабатывание денег на продаже какой-то информации, которая не всегда имеет отношение к реальности. Мы все-таки академическая организация, которая основывает свои программы на валидированных научных исследованиях, имеет аккредитацию в международных организациях. Инфобизнес – это если бы я сделал курс «Как сделать 10 шагов к миллиону» и начал его продавать через свой инстаграм, чем мог бы заработать, наверное, неплохие деньги. Но почему-то я этого не делаю, то ли синдром самозванца мешает (смеется), то ли ощущение, что это неправильно.

Вы как специалист в сфере образования как считаете, эта пена «инфоцыганщины» – она схлынет?

Нет, конечно, никуда она не денется.

«Пока живут на свете дураки…» ?

К нам все приходит с некоторой задержкой. Давайте посмотрим, что происходит условно на Западе. Там это – огромный бизнес. И у нас тоже появятся свои «звёзды» в индустрии личностного развития и того, что называется self-help. У нас появится свой Тони Роббинс, который будет собирать стадионы. Кстати, очень рекомендую посмотреть на Netflix фильм о его бизнесе, с образовательной точки зрения очень интересно выглядит система, это очень хорошо отработанная машина. Как коуч он очень силен, хотя любые массовые истории я ставлю под большое сомнение. Важен вопрос репутации, этики, ценностного наполнения того, что ты делаешь. Поэтому никуда это не денется, а люди будут сами решать, что для них важно, что ценно, надеюсь.

Андрей Шапенко – это бренд? Или еще над ним работаете?

Нет, мне кажется, еще нет. Может, это бренд внутри школы или в нашем узком сообществе, – когда в бизнес-школе возникает определенный тип проектов, приходят ко мне, вспоминают. Но когда проводятся крупные форумы в Москве, Казахстане на тему лидерства или тему управления, образования, возникает вопрос, кого пригласить – а вот Андрея Шапенко, – этого пока нет.

Стрельба из лука – моя медитативная практика

Андрей, в Казахстане, в Алматы вы впервые? Как прошел мастер-класс?

Да, в Казахстане первый раз. С мастер-классами езжу в основном по России, и, знаете, очень похожие аудитории. Мне кажется, что это примерно одинаковые люди, говорят на одном языке и применяют те же самые термины, используют те же слова, читают те же книги.

Вы не устали от людей? Постоянно же среди людей работаете…

На самом деле я немного интроверт, и мне, признаться, потом бывает тяжело, но та радость, которую я при этом получаю, все перекрывает.

Как компенсируете энергозатраты? Как отдыхаете, чем занимаетесь?

Спортом занимался. Раньше бегал марафоны, потом понял – это скучно и неинтересно и на самом деле мне не очень это дело нравится… Сейчас вот плаваю и стреляю из лука. Это очень медитативная практика, потому что стрельба из лука требует координации тела, разума, дыхания, и это останавливает внутренний диалог, в котором я постоянно нахожусь. Провожу время с семьей, у нас с супругой две дочери, люблю природу, путешествую, хожу в лес, на рыбалку.

Андрей, деньги, слава, успех – это для вас?

Деньги для меня – это, скорее, какой-то индикатор. То есть это не цель, не результат, я никогда не гнался за деньгами и не гонюсь. Если бы считал по-другому, продолжал бы работать в «нефтянке». Конечно, есть определенный «гигиенический минимум», который должен быть для поддержания определенного уровня жизни, но после него каждый дополнительно заработанный рубль уже не имеет такой же ценности, как и раньше.

Какие книги читаете? Кого-то можете выделить из современных авторов?

Да, я очень люблю читать, но в последнее время на это остается все меньше времени. Из любимых авторов – это Лев Толстой, особенно впечатлили «Война и мир» и «Анна Каренина». На мой взгляд, «Война и мир» – очень взрослое и глубокое произведение, которое рано читать в школе. Я его трижды читал, и Толстой, конечно же, гений. А вот в школе лучше читать «Анну Каренину», потому что этот роман про семью и отношения, чего не хватает огромному количеству людей. Когда мне было 30 с плюсом, я прочитал «Тихий Дон», и это тоже была удивительная встреча по глубине впечатлений.

Заглянем вперед. Какая она – ваша идеальная старость?

Мне бы вообще не хотелось уходить на пенсию, я себя там не вижу. Я смотрю на многих профессоров, которые работают, наших и зарубежных приглашенных. Среди них есть один профессор, которому 75 лет , и он до сих пор преподает, до сих пор стоит в классе, от него исходит удивительная энергия. Для меня старость – это время, когда у тебя взрослые дети, внуки, любимая работа, любимые занятия, и по сути можно делать то, что нравится.

Что вы будете говорить своим дочерям, какие советы давать?

Постоянно говорю им, что я их люблю. Они должны понимать, что я люблю и принимаю их вне зависимости от того, что они делают, какие у них оценки, как они себя ведут. Также очень хочу, чтобы они ничего не боялись, чтобы они пробовали новое, изобретали и не обращали внимания на критику и слушали себя. И при всем при этом должна быть какая-то дисциплина, что если ты что-то делаешь, сделай и получи результат. Хотя, конечно же, я как отец очень лоялен, очень многое им разрешаю и балую, от чего сам немного страдаю. Дети – это огромное счастье.

Автор: Инга Суворова

Фото: из личного архива героя