Режим ЧС, введенный в Казахстане на два месяца, заметно ударил по бизнесу – от малого до крупного. Кто-то пережил это время более-менее хорошо, кто-то подвергся определенным рискам, а кто-то и вовсе оказался на грани чрезвычайного положения… Сегодня мы побеседовали с Рамилем Мухоряповым, CEO и сооснователем холдинга Chocofamily, о том, как чувствовал себя этот бизнес во время пандемии и что предпринимается сейчас для стабилизации ситуации.

 

Пандемия и всеобщий карантин уже нанесли огромный ущерб экономике. Однако многие предпочитают пока повременить с кардинальными мерами для бизнеса. Что думаете вы: закрыть или реанимировать? 

Это не первый кризис на нашей памяти, поэтому сдаваться или унывать — не наша стратегия. Еще до официального объявления нами были предприняты антикризисные меры — пересмотрели бюджеты, провели дистанционные встречи с командой, составили прогнозы. 

Решили действовать по пессимистичному сценарию, согласно которому карантин продлится до начала июня, с июня по август жесткий карантин будут постепенно отменять, а восстановится все не ранее конца года. 

Поставили цель — выйти в плюс с момента отмены жесткого карантина, даже если восстановим продажи только на 50 %. 

По факту – наш план серьезно перевыполняется. И в июне планируем восстановить уже около 70 % докризисных продаж. 

Рамиль Мухоряпов

Как, по-вашему, отразятся месяцы карантина на МСБ в Казахстане и бизнесе в масштабах всего мира?

Карантин и кризис стали непростым испытанием для МСБ, многим пришлось переучиваться на лету, искать новые возможности. Если смотреть на крупный онлайн-бизнес, могу сказать, что у коллег тоже были сложности, например, у Lamoda были закрыты границы с РФ, у Flip.kz – доставка товаров не первой необходимости в нескольких городах. 

В целом, предприниматели на то и предприниматели, что найдут выход из ситуации. Мы привлекли дополнительно 1,2 млн долларов  от инвесторов для того, чтобы не задерживать платежи партнерам, выплачивать зарплаты сотрудникам. 

Важно отметить, что у большинства бизнесов в онлайн ключевую долю затрат составляют фиксированные расходы на фонд оплаты труда. В Chocofamily это порядка 60-70 % всех расходов. 

Нам очень помогла мера государства по шестимесячной отмене налогов на ФОТ для IT-компаний. Несмотря на это, нам все же пришлось около 25 % команды отправить в отпуск без содержания в апреле, а с оставшейся частью договориться о временном снижении зарплат. Правда, сейчас (конец мая – начало июня) часть бизнесов уже оживают (например, продажа авиа- и ж/д билетов), и там значимую часть сотрудников уже восстановили (например, вывели назад всю Службу заботы о пользователях, потому что звонков уже больше, чем до карантина).

Мы очень надеемся, что уже в июне сможем полностью восстановить зарплаты текущей команды, а за лето – вернуть наших ребят в строй полноценно и уже сконцентрироваться на дальнейшем росте.

Возвращаясь к вопросу о реанимации – сколько времени займет этот процесс? Или проще все услуги перевести в онлайн?

Думаю, что IT-отрасль сможет восстановиться быстрее: у нас есть разработчики и возможность быстро подстраиваться, менять свой продукт под рынок. IT-команды — это главный бенефициар ситуации с кризисом. Мы прогнозируем восстановление выручки в холдинге уже в середине осени этого года, а дальше – рост. Это не только наши прогнозы, инвесторы тоже проявляют интерес к компании — мы совершили эквити-сделку в разгар пандемии, сейчас же проводим переговоры с несколькими инвесторами о новом раунде. 

Насколько быстро и сильно сможет помочь государство нашему бизнесу? 

Правительство быстро ввело жесткий карантин — это была самая верная мера. Начали напрямую помогать тем, кто остался без средств к существованию, — выплатили минимальную заработную плату. Наши курьеры Chocofood.kz и Lensmark.kz тоже получили разрешения на передвижение по городу, хоть не без инцидентов. 

В целом, считаем, что государство отработало этот период применительно к IT-отрасли на пять баллов из пяти – ведь решения нужно было принимать быстро и гибко. 

Безусловно, помощи государства не хватит, чтобы компенсировать все наши потери – мы понесли убытки в сотни миллионов тенге, но, наверное, так и не должно быть. Сейчас хочется сказать только “рахмет”.

Рамиль Мухоряпов

Вы ожидали минимального роста в районе 20 % в 2020 году. Сейчас ваши планы кардинально изменились? И немного позитива: какие секторы вашего бизнеса стали работать за эти сложные месяцы?

Два наших проекта — Chocofood и Lensmark ― в марте выросли на 15 % по отношению к февралю. В апреле ожидаем рост на 20-25 %, на днях запустили доставку продуктов из супермаркетов в Chocofood.

Отличный проект готовит iDoctor.kz – возможность посещать клиники онлайн по базовой государственной страховке: любой гражданин сможет получить онлайн-прием бесплатно, а доктора получат выплату напрямую из бюджета за этот прием. В июне запустим.

В целом, наша стратегия остается прежней — мы строим международную, технологическую и инновационную компанию. Думаем, что по итогам 2020 года выполним наши цели и подрастем на 20 %. 

 

Текст: Алёна Восковецкая
Фото: из личного архива героя