Герой нашего интервью – медийная личность, чье имя часто мелькает в светских обзорах и отечественных fashion-новостях. Сакен Жаксыбаев известен как fashion-продюсер и дизайнер, однако, как признается наш герой, первым и основным бизнесом для него является агентство по организации мероприятий Fashion Bureau by Saken Zhaxybaev

 

Сакен, многие знают вас, как fashion-продюсера и дизайнера. Но в одном из интервью вы сказали, что основная ваша деятельность организация ивентов. Почему такая расстановка?

– Поскольку изначально, 12 лет тому назад, я начал заниматься организацией ивентов. Но до этого я работал в модельном агентстве «СанБель» и тоже был причастен к организации ивентов, к Неделе высокой моды, организованной агентством «СанБель», Неделе моды в Казахстане и организации конкурса «Мисс Казахстан». И вот моей первой компанией стало Fashion Bureau Сакена Жаксыбаева, специализирующееся на организации мероприятий в области культуры, моды и товаров сегмента luxury. Сегодня на рынке мы считаемся одним из самых главных игроков, поскольку у нас большой опыт, наработана хорошая клиентская база, у нас лучшие партнеры и заказчики – соответственно, самые лучшие ивенты. 

Вернемся к истокам, как пришла идея открыть Fashion Bureаu Almaty?

– Дело в том, что, когда я уходил с прежнего места работы, я был в поисках и не понимал, чем буду заниматься. Открывать модельное агентство – я не стал из уважения к бывшему работодателю Алене Ривлиной-Кырбасовой, с которой мы и сегодня в отличных отношениях. Организовывать новую неделю моды – на тот момент их было уже две. Но была свободная ниша  – организация ивентов. Тогда не было крупной компании, которая бы занималась организацией мероприятий в области luxury-брендов. Были агентства, делающие частные мероприятия, дни рождения, свадьбы. Но компания, которая оказывала бы весь спектр услуг и сосредотачивалась на мероприятиях в области fashion на тот момент не было. Мы считаемся «пионерами» в этой области.

Какие услуги являются у вас топовыми?

– К нам обращаются, чтобы мы организовали мероприятие по продвижению того или иного бренда, который известен во всем мире и приходит на рынок Казахстана. Мировые компании выбирают нас, чтобы мы стали проводниками, послами этого бренда на территории нашей страны. Мы делаем мероприятие полностью «под ключ». От идеи, концепта, пригласительных и составления клиентской базы, аппаратуры, угощения для гостей мероприятия до медиа-покрытия. Сейчас мы работаем, как диктует время, с социальными сетями и блогерами. То есть мы беремся за мероприятие, только когда знаем, что будем отвечать за него полностью. Мы не беремся за проект, когда в организации задействованы три или четыре компании.

Какие могут быть цели у проводимых вами мероприятий?

– Когда мы организовываем свой показ, всегда преследуем одну цель. Это, наверное, представить свое отношение к клиентам – к тем, кто носит одежду ZHSaken. А когда мы делаем мероприятие для того или иного бренда, мы перенимаем цели клиента. У каждого заказчика имеются свои цели и стратегические планы на тот момент. У одних – это только презентация, чтобы аудитория Казахстана познакомилась с брендом. У других – сделать хорошие качественные продажи. Кто-то пытается отвоевать какую-то часть сегмента рынка в Казахстане. Нам ставят цели, и мы стараемся их воплотить. Сделать все на высшем уровне, поскольку, когда мировая компания приезжает в Казахстан, она всегда побаивается и предвзято относится к местным организаторам. Предполагая, что здесь могут не так качественно организовать мероприятие или осуществить те или иные услуги в связи с тем, что это Центральная Азия. Но когда они с нами знакомятся, понимают, что наша компания работает по международным стандартам, на международном уровне. Нашу компанию знают в Европе, Москве, по миру, поэтому люди, обращаясь к нам, получают услуги на высоком уровне. 

#ИНТЕРВЬЮ: Сакен Жаксыбаев

Ивент-бизнес, на самом деле, сложный, и учитывая ту планку, которую вы себе задали, согласны ли вы с мнением о том, что организатор ивентов входит в топ-10, а то и в первую пятерку, самых стрессовых профессий по версии Forbes и других авторитетных источников?

– Вы знаете, да. Это очень сложный и тяжелый бизнес, потому что человек должен быть эмоционально и психологически готов к возникающим вопросам. Здесь вопросы могут возникнуть на тех фронтах работы, где ты меньше всего ожидаешь. Имея 12-летний опыт за плечами, мы всегда проводим планерки, собрания, где расписываем каждый момент, делаем четкий тайминг по минутам и секундам, чтобы ничего не упустить. Это очень стрессовая работа, потому что в организации мероприятия задействованы куча людей, кейтеринг, спиртное, клининг, водители, звук, свет, артисты… А мы, как генераторы всего действия, работаем в режиме «красной кнопки», поскольку есть понятие человеческого фактора, когда люди могут не сделать так, как ты бы хотел.

Поэтому я всегда вникаю во все вопросы в организации мероприятия. Выбираю бумагу для пригласительных, смотрю, какой это будет шрифт, как каллиграф будет подписывать, кто будет подписывать, как будет проходить рассылка. Это такой глобальный, тяжелый и адский труд. Но работая в данной сфере давно, мне это нравится, я кайфую от подобных моментов. Я не мазохист, но, в любом случае, мне нравится такая суета. А потом, когда ты сдаешь проект, стоишь под лампами софитов, когда заканчивается мероприятие, заказчик доволен, гости счастливые, одухотворенные, под впечатлением от этого коктейля, навеселе от шампанского – ты кайфуешь от того, что ты когда-то это «родил», придумал идею и собрал праздник воедино. И ты понимаешь, что ты – режиссер всего этого действия, от которого люди получают неизгладимое впечатление.

Вы затронули тему человеческого фактора, вам как руководителю с какими трудностями пришлось столкнуться. Есть ли у вас какие-то лайфхаки, чтобы не попасть в ловушку, когда невозможно делегировать обязанности и все тянешь на себе?

– В этом плане, слава богу, сейчас очень много информации, правильных хороших книг в Интернете. Но лучше всего помогает твой собственный experience, личный  опыт. Поскольку именно через опыт, методом проб и ошибок, ты приходишь к определенным знаниям, моментам, которые помогают тебе минимализировать понятие человеческого фактора, сбоев в работе. Через призму 400 мероприятий, которые мы организовали, я настолько уже понимаю, где должен в начале объяснить, на что нужно более детально уделить внимание, что можно немного опустить, не тратить усилия и время. Ты расписываешь для себя приоритетные моменты. Я, как руководитель, стараюсь сразу обговорить непосредственно с теми главными людьми, кто ответственен за оформление, полиграфию, донести свою позицию, чего я действительно хочу, чтобы потом не было каких-то моментов недопонимания.

Самое главное, когда у тебя есть в голове четко проработанный концепт, видение самого ивента – тогда глобальных проблем не возникает. Конечно, бывает, что в течение подготовки мероприятия заказчик может поменять белые розы на розовые. А цветы мы заказываем в Голландии, и эти вопросы нужно быстро решить, поскольку это логистика. Но мы настолько уже отработали подобные моменты, что, мне кажется, сможем собрать хороший ивент буквально за две недели. Когда команда сплоченная, когда сотрудник знает, что на самом деле хочет и желает видеть – это действительно круто. Поскольку люди знают мой стиль и мои предпочтения, и те, кто занимается оформлением, светом, звуком – знают, что Сакену лучше все делать на высшем уровне, чтобы потом «не получить по башке». Поэтому флористы мне не предлагают композиции уровня а-ля «Советский Союз гастроном «Россия».

Организация красивых мероприятий требует огромной фантазии, а, самое главное, ее реализации. Где вы черпаете идеи и вдохновение?

– Сейчас вдохновляешься глобально всем. Я очень много путешествую, люблю посещать такие большие города, как Нью Йорк, Париж, Лондон, Гонконг. Ты замечаешь какие-то моменты, прогуливаясь по городу, ходишь на определенные курсы по ивентике, выставки в Париже, смотришь на оформление. И это все помогает тебе собрать воедино, что ты увидел где-то, и потом воплотить на том или ином проекте в Казахстане. Но это не должно быть сплошным плагиатом. Если ты используешь какую-то ранее известную фишку, она должна быть настолько переработана и ее нужно подогнать под нашу страну, ментальность и сделать круче, чем то, что ты видел до этого.

Fashion Bureаu Almaty в 2019 году отпразднует свое 12-летие. Какие ключевые изменения произошли на рынке за это период?

– Правила ивент-бизнеса поменялись кардинально. Заказчик стал более требователен, клиенты – более искушенными. Раньше делался какой-то коктейль и проблем с наполнением, гостями, клиентской базой вообще не возникало, поскольку люди были «голодными» на мероприятия. Но сейчас, поскольку жизнь кипит и в городе Алматы происходит куча мероприятий, происходит накладка. В день может происходить четыре-пять событий и состав гостей практически один и тот же. Они пересекаются, по пробкам добираются с одного мероприятия на другое. Сейчас, чтобы к тебе пришел гость, известные медийные лица, ты должен всегда чем-то удивлять. У тебя должен быть красивый качественный контент, идея, специально приглашенный гость. То, что делается на ивентах сейчас и то, что делалось 15 лет назад – две абсолютно разные вершины. Люди стали больше путешествовать, они видят и сравнивают. Они могут быть на вечеринке какого-то бренда в Дубае или Лондоне, а затем прийти в Алматы и сказать: «А там все было по-другому».

Как вы считаете, какие тренды повлияют на индустрию в 2019 году? На что посоветуете обратить особое внимание ивенторам?

– Формат может меняться. Но есть такое понятие, как классика жанра. Это классический европейский гала-коктейль продолжительностью 1,5-2 часа, хороший диджей, отличное шампанское, гости, атмосфера и, самое главное, правильно выбранный организатор. Поскольку именно от организатора мероприятия зависит и настроение, и послевкусие от того или иного вечера.

Сакен, у вас большой опыт в индустрии. Что посоветуете компаниям-новичкам? В чем секрет успеха?

– Молодым людям, которые занимаются или хотели бы заниматься ивентикой, я рекомендую, конечно, обладать правильными академическими знаниями. А не так, что провели один детский день рождения, отвели той маме или организовали свадьбу сестренке, и теперь думают, что смогут сделать тот или иной ивент. Кстати, этим и страдают многие новоявленные ивентщики, которые отведут три-четыре мероприятия и считают себя гуру организационного ремесла. Поэтому я настоятельно рекомендую, как завещал великий Ленин – «Учиться, учиться и учиться». Что касается моих секретов, у меня их нет. Я всегда на виду, все мои проекты, которые происходят в Алматы, Астане, по Казахстану – это всегда громкие, известные и узнаваемые проекты и мероприятия.

У нас есть определенный почерк, стиль – это качественная публика, гости, наполнение. Не зря мы считаемся, пожалуй, самой лучшей компанией в стране в своей области. И могу еще сказать, что секрет в том, что мы всегда рады видеть требовательного клиента. Я постоянно об этом говорю своим ребятам. Чем клиент изощренней, требовательней, тем больше мы учимся. Получается красивый ивент, который отработан по всем деталям и моментам. Поэтому секрет успеха в том, что известные мировые компании со своими жесткими требованиями, четким брифом, условиями и правилами выбирают нас, и мы стараемся через призму своей работы учиться, самосовершенствоваться и расти. Поэтому, наверное, самый главный секрет успеха моей компании – требовательный заказчик. 

#ИНТЕРВЬЮ: Сакен Жаксыбаев

И вы не боитесь трудностей…

– И мы не боимся трудностей, поскольку понимаем, что все эти вопросы решаемы. Мы просто стараемся, чтобы этот нерешаемый вопрос не раскачивал весь ивент во время подготовки. Внутренний маятник ивента должен быть фундаментален и спокоен. Мои сотрудники уже не испытывают мандража, они всегда очень спокойны. Будь это заказчик в лице Prada, Mercedes, Porsche или ювелирной компании, мы всегда очень спокойны и кайфуем от того, когда заказчик требователен в плане организации своего вечера.

Мне кажется, вы предугадали тренд, когда привязали свое имя к компании…

– Изначально моя компания называлась Fashion Bureau Almaty. Это была компания, которая занималась ивентами в Алматы. Затем начали появляться компании с похожими названиями Fashion, Almaty и у людей появилась путаница. И чтобы заказчик, который приезжает в Казахстан, не путался, я стал привязывать свою компанию к своему имени. Сделал такой ребрендинг. Наверное, это было лет 10 тому назад, когда компания уже пару лет проработала с названием Fashion Bureau Almaty. Мы начали писать и называть себя Fashion Bureau Сакена Жаксыбаева, чтобы люди понимали, что я в этой компании работаю. Это сейчас очень сильно помогает, идет такой отсев, когда агентств много с разными названиями, но когда говорят Fashion Bureau сразу добавляют мое имя.

Это настолько гармонично срослось, что когда-то я все думал, комплексовал, что люди подумают, что скажут. Но сейчас это круто помогает мне, поскольку отсеиваются лишние вопросы. Люди знают, что они обращаются непосредственно ко мне, в мою компанию, что контролировать весь процесс подготовки буду лично я – Сакен Жаксыбаев. Что, обращаясь в мою компанию, вы получаете весь спектр услуг на высочайшем уровне. Позже появилась линия одежды, магазин и мы стали все привязывать к моему имени и ZHSaken Women, ZHSaken Selected и сейчас мы работаем над четвертым проектом, который также будет привязан к имени. И это действительно помогает. Мы стараемся монетизировать этот бренд, чтобы люди понимали, когда они покупают одежду, обращаясь ко мне за ивентами, приходя в наш concept store, они получают тот уровень, который присущ моему имени и мне. 

 

Текст: Газиза Габи

Фото: Андрей Нестеров